ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Карпаты и народы Кавказа

    20 апреля 2024 суббота
    Аватар пользователя Гость

    В 16-17 веках минувшего тысячелетия армянские поселения существовали в Городенке, Кутах, Снятыне, Станиславе, Тысменице и других городах Прикарпатья, а привилегии польских королей определяли их политическое и правовое положение. Сигизмунд III разрешил армянам в 1628 году «строить дома в новом городе Снятыне, заниматься торговлей и ремесленничеством, построить церковь, избирать войта и старших, судиться по праву, которое имеют львовские и каменецкие армяне».Эгот привилей подтвердил в 1633 году Владислав IV. «Армяне не должны подчиняться судам старого города... и будут судиться сами между собой». Кроме судебного самоуправления, армяне имели и свою церковную организацию. Еще в 1363 году во Львове было основано армянское епископство, но до принятия унии с Римом в 1667 году армяне не могли занимать высших должностей в государственном аппарате. При осуществлении правосудия армянские поселения в Прикарпатьи руководствовались своим традиционным древнеармянским правом, а позже — утвержденным в 1519 году польским королем Сигизмундом I «Армянским статутом». Он был составлен на латинском языке и отражал в своих нормах в основном положения «Судебника» Мхитара Гоша.



    Во второй половине 16 века во Львове был составлен своеобразный процессуальный кодекс с названием «Порядок судов и дел армянского права», регулирующий вопросы судебного разбирательства. Его можно считать юридическим учебником, дающим необходимые знания судьям и старшим в области судебного процесса. «Порядок» по своей структуре состоит из краткого предисловия и 11 глав, разделенных на 132 статьи. В 14-15 веках армянские суды рассматривали все гражданские и уголовные дела между армянами или с армянами. Но впоследствии, по королевским ординциям от 2 марта 1510 г. и от 20 марта 1518 г., из-под их юрисдикции были изъяты дела об изнасиловании и тяжелых телесных повреждениях, о недвижимом имуществе и его наследовании, насильственных действиях, убийстве, телесных повреждениях и краже. При рассмотрении указанных категорий дел городской суд применял не армянское, а магдебургское право. Состав армянского суда определялся в количестве от 5 до 13 человек /войт/ и 4, 6 или 12 заседателей —людей честных и знающих армянское право. Кроме войта, избирался его заместитель и нотариус /судебный писец/. Последний был очень важной фигурой в осуществлении правосудия, поскольку, наряду с функциями секретаря суда, в круг его обязанностей входило толкование и разъяснение правовых норм. Все дела решались судом коллегиально, причем заседатели выполняли свои функции пожизненно. Заседание суда проходило в каждый третий вторник месяца, за исключением праздничных дней.



    В воскресные и праздничные дни категорически запрещалось заниматься судебными делами, ибо эти дни были предназначены для молитвы и отдыха Духовные армянские суда собирались по мере надобности по понедельникам, четвергам и субботам каждой недели, за исключением религиозных праздников, дней выезда епископа, а также дня рождения и коронации короля. Неявка в суд влекла за собой денежный штраф. Дело рассматривалось в присутствии обеих сторон или их уполномоченных. Женщин на суде могли представлять только их мужья или близкие родственники. При отсутствии свидетелей по всем делам допускалась присяга и приносилась она в церкви в присутствии войта, не менее двух заседателей и нотариуса. Показания одного свидетеля не принимались во внимание, их должно было быть не менее двух-трех и обязательно армянской национальности.



    Решения суда по гражданским делам и приговоры по уголовным делам назывались декретами, принимались по большинству голосов всех членов суда, подписывались ними и подтверждались печатью и надписью на армянском языке. Недовольным решением суда предоставлялось право апеллировать к польскому королю. Исполнение декрета входило в функции суда.



    В 1784 году с реорганизацией городского управления было окончательно ликвидировано судебное самоуправление армян, проживавших в Галичине и на Буковине. На них, как и на все остальное население, было распространено действие австрийского права, но переход на новую правовую систему в армянских поселениях Прикарпатья затянулся вплоть до 1790 года. «Армянский судебник» Мхитара Гоша является одним из замечательных памятников средневековой культуры. Он не только памятник юридический, но и богатейший исторический источник. Широкое использование автором норм обычного права, касающихся жизни народа, придает особую ценность Судебнику. Судебник стал популярен и применялся в качестве руководства в армянских судебных органах как в коренной Армении, так и вне ее пределов, в странах, где находилось армянское население, пользововшееся правом иметь свои судебные органы или судиться по своим законам,



    Дошедшие до нас многочисленные рукописи Судебника Гоша, в том числе многие списанные в разных странах /Грузия, Польша, Молдавия, Россия и др./ показывает, что Судебник получил широкое рапространение и, несомненно, применялся в качестве практического руководства. Широкому применению Судебника способствовало то обстоятельство, что в него вошло, наряду со светскими законами, и большое количество правил армянской церкви. В 1519 году польский король Сигизмунд I официально утвердил представленный армянами Судебник, переведенный на латинский язык, для руководства при разбирательствах судебных дел между армянами или с армянами. В 1601 году этот Судебник был переведен также и на польский язык.



    Некоторые статьи из «Армянского Судебника» Мхитара Гоша:



    Ст 4. Да не будет позволено священникам обращать паству христову в наследственное имущество...



    СТ 124. «Опьянение»— признаком опьянения является шатание тела и заплетание речи. Кто дошел до этого предела и подходит под этот признак, он должен быть отречен от всякого служения и отбыть срок наказания и затем только прикасаться служения благодати. Те же, кто будет попустительствовать, должны быть приравнены к пьяным.



    Ст 46. /О займе/. «Если дашь серебро взаймы бедному ближнему твоему,живущему при тебе, не торопи его и не налагай на него процентов».



    Ст 129. /О границах/. Границы между округами устанавливаются по горам, рекам и каменным памятникам. То же самое и между селениями. Ограждатъ стеною смежые сады— обязанность обоих владельцев.



    Ст 93. /О мужьях, бросающих жен/. Если кто оставит жену, мать детей, без вины ее в прелюбодеянии или в колдовстве и без какого-либо порока телесного, вследствие своего собственного блуда и увлечения другой женщиной, то суд в отношении его пусть будет таков:



    разделить поровну детей, имущество, дом, землю и воду его и вообще все, принадлежащее ему:



    одну половину выдать жене и представить ей, буде она пожелает, право свободно ввести себе в дом другого мужа. Мужа же, бросившего жену, подвергнуть семилетней эпитимии и штрафу а размере трехсот драхм в пользу церкви. Канон сей разрешает и изгнание /виновного/ мужа из его дома и принятие женою нового мужа. Сергей Никогосян, Председатель Правления Общества армянской культуры Закарпатья «Арарат».