ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Вынужденные переселенцы на Закарпатье. Проблемы новой жизни

    29 марта 2024 пятница
    93 переглядів
    ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ. ДРУГАЯ ЖИЗНЬ

    Закарпатская область – самый западный регион Украины. Тут сходятся границы сразу нескольких европейских государств: Словакии, Чехии, Венгрии и Польши. Это край самобытной, очень специфической культуры, в котором исторически переплелись украинские, венгерские, словацкие и даже австрийские традиции. Использующийся в обиходе местный диалект лишь отчасти можно считать украинским.

    Поэтому большинство переселенцев, приезжающих с восточных областей, недоумённо отмечают, что усвоенный ими со школьной скамьи полтавский диалект зачастую выдаёт в них приезжих, не меньше чем «великий и могучий». О том, как устраиваются внутренние переселенцы с Луганской и Донецкой области в крае, где водку называют «палянкой», велосипед «бициглями», а помидоры «парадичкою», пойдёт речь в данной статье.

    Дважды переселенец

    По официальным данным, в Закарпатской области зарегистрировано относительно не много переселенцев по сравнению с другими областями – около 2,8 тысяч человек. Несколько отличаются от официальных, данные, предоставленный волонтёрами, которые заняты вопросом социальной поддержки волонтёров. Так, координатор общественной организации «Закарпатье – Донбасс» Татьяна Хорошилова, говорит о четырёх тысячах ВПЛ, зарегистрированных в Закарпатье. Кроме того, на учёте состоит 1010 детей. Это люди разного социального статуса, профессий, жизненных подходов и идеологических предпочтений. Чаще сюда едут по причине того, что в данном краю есть родственники, хотя есть и исключение. Некоторые из переселенцев изначально избрали край в качестве платформы для новой жизни. Среди таких, например, известный луганский фотограф Евгений Кудрявцев, который с семьёй переехал в закарпатскую столицу – город Ужгород ещё летом 2014-го года. Он выехал из города, долгое время бывшему ему родным, когда многие ещё питали иллюзии того, что украинская армия в ближайшее время освободит его. Изначально он был нацелен на то, чтобы строить жизнь на новом месте. Вероятно, это было связано с тем, что в его жизни – это далеко не первое вынужденное переселение. Когда-то он уже был вынужден бежать от войны из родной Абхазии, но как показали события, убежал не слишком далеко. Поэтому ему не пришлось долго отходить от мучительной тоски по родному дому. «Первое что я сделал ещё в Луганске, это позвонил в Ужгород совершенно незнакомым людям, о которых только знал, что они занимаются профессиональной фотосьёмкой. На другом конце провода заявили, что готовы сотрудничать со мной и выделят стол в офисе», – отметил Евгений.

    Из всей среды переселенцев, он настоящий «живчик» – весел, жизнерадостен и искренне интересуется местными красотами. Помимо коммерческих заказов, которые поступали не только от местных, а и из Польши в Венгрии, он, вместе с местными коллегами, и при содействии общественной организации «Закарпатье-Донбасс», сделал фотовыставку у, посвящённую переселенцам. Данная акция призвана показать жизнь людей, вынужденных покинуть родной дом, однако не потерявших оптимизм и мечтающих, вопреки всему, найти себя на новом месте. Серия проникновенных портретов была выставлена в статусном месте Ужгорода «Гірчичне зерно». «Для своих» Евгений делает и бесплатные фотосессии.

    Почему молчат переселенцы

    Готовя данный материал, было трудно найти его героев готовых открыто говорить о своей новой жизни. Многие устали, многие опасаются угроз со стороны бывших сограждан, которые до сегодняшнего дня не могут простить их «предательства». Не то что бы это сильно напрягало, просто, когда твоего ребёнка обзывают в социальных сетях, невольно захочешь затаиться. Но прежде всего, сказывается накопившаяся за полтора – два года усталость от того, что, не приходя в сознание, нужно устраиваться в новой жизни: искать работу и жильё (как и везде, это самая насущная проблема), утраивать детей в школу и на секции, нащупывать для себя новое социальное пространство. Работу на Закарпатье найти трудно, хотя и в этом вопросе случаются прорывы. Одна знакомая переселенка по имени Елена, уже пенсионного возраста, обсмотрелась-обнюхалась и устроилась работать в социальную службу ухаживать за престарелыми людьми, многие из которых ненамного старше её самой. В отличие от местных патронажных сестёр, у неё наибольшее количество клиентов, ведь они живут дома и берегут себя. Она же работает на износ, зная, что такое уходящая из-под ног родная почва.

    «Я уехала из Луганска, в конце июля 2014 года», – делится она воспоминаниями, – «когда терпеть постоянные обстрелы уже было невмоготу. Еду я к себе домой на маршрутке на восточный квартал, слышу дикий вой пассажиров. Гляжу в окно, а там возле молочного киоска, куча побитого народу. Когда я уезжала, то проводники, уже брали всех желающих. Без билетов. Все тогда просто бежали из Луганска».

    На вопрос, что же её подвигло приехать именно на Закарпатье, последовал традиционный ответ – «родственники, которые звали ещё с весны 14-го года». Много лет назад она уехала на другой конец Украины, за мужем, однако многочисленные братья и сёстры так и остались жить в Ужгороде и в нескольких окрестных сёлах.

    «В нашей семье было пять детей. С началом войны мой брат стал настойчиво предлагать вернуться обратно. Я долго колебалась, но судьба заставила», – делится Елена воспоминаниями.

    На вопрос, как так получилось, что она достаточно быстро нашла работу, та ответила, что ещё в Луганске работала в международной организации из Израиля, которая оказывает помощь престарелым соотечественникам по всему миру.

    «Я знала, что и в Ужгороде, есть филиал моей организации. Там я встретила понимание и поддержку, тем более, что одна женщина из начальства была выходцем из Мариуполя. Она почувствовала неладное, еще в 2013 году. Продала квартиру и переехала в Ужгород», – отметила Елена. Уже в первый день после обращения, она получила первого клиента – старушку, нуждавшуюся в уходе.

    Постепенно авторитет Елены рос, подопечных стало больше. Елену даже приглашали делиться опытом на профессиональном семинаре в городе Берегово.

    Следует отметить, однако, что положительный опыт Елены – пока единичный случай. По утверждению волонтёра Татьяны Хорошиловой, найти работу в Ужгороде достаточно сложно. Это отчасти компенсируется тем, что ВПЛ стараются помогать друг другу, часто бесплатно или за умеренную плату оказывая услуги, связанные с их профессиональной деятельностью. «У нас есть замечательный сапожник. Он просит переселенцам лишь оплатить материал, в случае если нужно починить обувь», – говорит она.

    Что касается пресловутой культурной разницы и общения с коренными закарпатцами, то, как правило, проблем не возникает. В любых учреждениях, начиная от роддома и заканчивая паспортным столом, переселенцев встречали без малейшего проявления враждебности и, скорее с любопытством. Вопреки правилам журналистики, упомяну о своём личном опыте. Впервые я был приглашён на Закарпатье своим другом (здесь друзей называют «цимборами») Василём. В то время он был на заработках, «на чехах». Тем не менее, нашёл возможность, чтобы совершить международный звонок и пригласить приехать. В тоже время, не стоит абсолютизировать доброту местных жителей. Как и везде, нельзя вечно опираться на помощь и милосердие, которое рано или поздно заканчивается, и рассчитывать только на себя.

    Александр Набока

    Более 4-х тысяч человек с Востока страны нашли убежище на Закарпатье. У каждого - своя судьба, но базовые потребности у всех одинаковы: жилье, питание, деньги...

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору

    Комментарии

    Аватар пользователя Гость

    Аватар пользователя Гость