1 МАЯ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРАЗДНИКА
Первое мая – один из самых отмечаемых праздников в мире, который известен сразу под несколькими названиями – День международной солидарности трудящихся, День Весны и Труда и т.д. В более чем 50 странах он официально объявлен государственным и является нерабочим днем. Где-то в этот праздник люди собираются под знамена профсоюзов, а где-то – это просто еще один выходной.
Первомай и язычество
1 Мая известен большинству граждан, как праздник коммунистической эпохи, переживший политические изменения и оставшийся в календаре красным днем. Однако своими корнями он уходит в далекое прошлое. Для древних римлян это был день торжественного жертвоприношения в честь богини Майи – покровительницы земли и плодородия, старшей из Плеяд, дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Вместе с сестрами она жила в Аркадии, где ее встретил и полюбил Зевс. От него она родила сына Гермеса. Чтобы избавить от преследований Геры, Зевс взял Майю на небо вместе с остальными шестью сестрами, превратив их в созвездие. Именно именем этой богини и назван последний весенний месяц, он же – первый месяц посевных работ. В Древнем Риме было принято утром выходить из города и идти в поле или лес; музыка и пляски сопровождали шествие. Наломав зеленых ветвей, жители возвращались в город, украшали ими ворота и дома и устраивали пиры с плясками, которые, кстати, нередко заканчивались оргиями. Даже император Тиверий пытался запретить эти торжества, однако празднования вскоре стали народной традицией. С распространением христианства в эпоху раннего Средневековья в Европе этот праздник приобрел двойственный характер. С одной стороны, представители Церкви пытались избавить общество от языческих «пережитков» и свести этот день к простым гуляниям и праздничному весеннему отдыху на природе. Но языческая сущность праздника не исчезла.
Ночь на 1 мая продолжала считаться благоприятной для ритуальных церемоний и жертвоприношений, в том числе человеческих. Именно в те времена сложилось народное поверье, что первомайская ночь – это праздник ведьм, которые слетались на метлах и козлах на гору Брокен в Германии, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом.
Вальпургиевой ночь стала несколько позже. Это название связано с именем Святой Вальпургии Уимбурнской, английской монахиней, приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Столетие после смерти при ремонтных работах в монастыре ее могила была нарушена, и ночью – как раз на 1 мая – рабочим явилась ее грозная тень. Позже поклонение ей в Германии стало обрастать оккультными чертами, а имя и день ее памяти оказались связаны с упомянутой легендой о нечистой силе.
От германцев первомайские празднования примерно с XIII века проникли и к восточным славянам, соединившись с местными языческими обычаями. Поляки, словаки, чехи встречали маем весну и прогоняли из селений марену (смерть природы); на Руси первомайские гулянья стали устраиваться во времена Петра I, увидевший их впервые в немецкой слободе в Москве и которому они очень понравились. Так, в «Путеводителе по Москве и ее окрестностям» за 1872 год в рассказе о Сокольниках отмечено: «До Петра Великого охота была любимейшим занятием царей, но Петр, не любивший ее, отменил ее при дворе. С этих пор Сокольники перестали быть местом царской охоты и сделались любимым местом загородных прогулок москвичей. В особенности замечательно здесь гулянье 1-го Мая, на которое собирается почти вся Москва». В средневековой Европе на 30 апреля приходился и конец административного года. В этот день веселье шло полным ходом: крестьяне проводили ежегодный сбор общины, на котором выбирали нового старейшину и выгоняли на выпас скот. Тогда же появился обычай зажигать майские костры, собрания вокруг которых сопровождались пальбой, звоном бубенцов, криками и шумом.
Современная история
Первомай в современной форме с политическим уклоном возник в середине XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня.
Уровень жизни рабочих и условия труда тогда, в эпоху индустриализации, были очень тяжелыми, рабочий день длился по 10-14 часов и больше. Неудивительно, что рабочий класс добивался изменений. Сначала с требованием о сокращении рабочего дня выступили рабочие Австралии 21 апреля 1856 года. По их примеру 1 мая 1886 года анархические организации США и Канады, а также Американская Федерация труда и другие защитники прав рабочих организовали митинги и демонстрации, а также объявили общенациональную забастовку. Наиболее радикальный характер она приняла в Чикаго.
Демонстрации продолжались несколько дней и закончились стычками с полицией. 4 мая на митинге протеста в Хэймаркете террорист бросил бомбу в полицейских, которые ответили стрельбой по толпе. Шестьдесят офицеров полиции получили ранения, восемь погибли, точное число погибших рабочих определено не было.
Полиция арестовала сотни горожан, по обвинению в организации взрыва восемь рабочих-анархистов были приговорены к повешению. Троим из них смерть заменили приговором к 15 годам каторги, но четверо все-таки, несмотря на протесты международной общественности, были казнены». Их похороны вновь превратились в массовую демонстрацию. Они вошли в историю рабочего движения как «чикагские мученики». Но днем их памяти соратники назначили не день казни, и не день трагического столкновения, а именно 1 мая. В декабре 1888 года в Сент-Луисе съезд Американской Федерации Труда объявил 1 мая днем общенационального выступления за права рабочих.
Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889 года) по предложению французского делегата Раймона Лавиня в знак солидарности с чикагскими рабочими объявил 1 мая 1890 года Днем солидарности рабочих всего мира и принял решение о проведении в этот день ежегодных рабочих демонстраций.
Данное событие было немедленно подхвачено революционно-социалистическими движениями во всех европейских странах. 1 мая 1890 года праздник был впервые проведен в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Франции и Швеции. В Великобритании он прошел 4 мая. Основным лозунгом манифестаций было требование восьмичасового рабочего дня.
Празднование в России
В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка – собрание революционно настроенных рабочих за городом, получившая свое название от традиционных маевок-пикников.
Официальным же праздником Первомай стал только после Октябрьской революции 1917 года. В 1918 году он был закреплен в Кодексе законов о труде и получил название День Интернационала. В послевоенное время первомайские демонстрации изменили смысловую нагрузку: в 1970 году Основы законодательства СССР о труде закрепили за праздником новое название – Дни международной солидарности трудящихся. Но постепенно этот контекст терялся.
Первомайский праздник был одним из самых любимых в Советском Союзе, потому что это была весна, было тепло, и люди отдыхали. Людей раздражали обязательные собрания и демонстрации, лозунги, которые нужно было нести, и они все это компенсировали доступными развлечениями, например, приемом 200 грамм чего-нибудь увеселительного по ходу движения – во дворе или скверике. Для этого заранее заготавливались бутерброды, тут на помощь трудящимся приходил плавленый сырок. В 1997 году праздник деполитизировался и стал Днем весны и труда. Хотя кто знает, может со временем этот день вернет себе первоначальный смысл борьбы трудящихся за свои права. Ведь мы все работаем, и у нас есть права, которые нужно отстаивать.
UA-Reporter.com
Комментарии
Зачем нам этот коммунячий
Зачем нам этот коммунячий празник? Предлагаю! В Украине ево переназвать, скажем пусть будет "День потного заробитчанина"!.. Или "ДеньЗрадоперемоги"! Это значит, что жизнь не стоит на месте, то зрада, то перемога!
18 сентября 1939 года газета
18 сентября 1939 года газета The New York Times сообщает: "Гитлеризм является коричневым коммунизмом, а сталинизм красным фашизмом. В настоящий момент мир понимает, что единственный реальный вопрос стоит между демократией, свободой и миром, и с другой стороны, между деспотизмом, террором и войной". 10 дней спустя, 28 сентября 1939 года, нацисты и коммунисты подписали договор о дружбе.