ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

"Карпатская Русь" : Мифы и реальность от Ф.Ф. Аристова до П.Р. Магочия

    27 апреля 2024 суббота
    Аватар пользователя rusinmaramorosh
    Карпаторусинский Исследовательский Центр, Пенсильвания, США . Выпускника и профессора Московского университета Федора Федоровича Аристова (1888-1932) можно с уверенностью назвать крестным отцом Карпатской Руси. «Виртуальный русин» посвятил всю свою научную жизнь Карпатам, в которых никогда не был... Это не помешало ученому написать основополагающий труд «Карпаторусские писатели» в 3х томах, из которых потомки познакомились только с первым, и «Историю Карпатской Руси» в 3-х книгах, которые так и не были изданы. В течение 1907-17гг. он собрал и систематизировал для «Карпато-Русского музея» около 100 000 экспонатов. Музей имел пять отделов: рукописный (5 тыс. писем, биографий, воспоминаний, дневников); книгохранилище (практически вся опубликованная литература о Карпатской Руси); художественно-иконографический (рисунки, гравюры, портреты); научно-справочный (картотека с читальным залом); кабинет «карпато-русских писателей». Увы, экспозиция музея, как и многие рукописи пропали в годы революции, гражданской войны и перманентной классовой борьбы. Если бы мир познакомился с научным наследием Аристова, Карпатскую Русь, вероятно, ожидал бы иной путь развития. Русинские земли в центре Европы, которые для современников представляются набором пестрых лоскутков, для искреннего и последовательного сторонника панславизма были единым этническим и геополитическим пространством. Способствовало этому и то историческое обстоятельство, что все эти земли в конце 19го - начале 20го вв. входили в состав Австро-Венгерской монархии и для русских были единым целым – Карпатской (Прикарпатской или Червоной) Русью. Естественно, что лемки, бойки и гуцулы польской Галиции, угорские русины Подкарпатья и Пряшевщины, мараморошские русины Трансильвании, бочванские русины Сербии и Хорватиии, представляли для подданных Российской империи общность австро-венгерских подданых. Все они были из угнетенного славянского рода, с надеждой взирающего на мощного восточного брата, на Россию. Ко взаимной радости они стали «карпатороссами». Во время 1й мировой войны они массово вступали в ряды русской армии, а в гражданскую – бились с большевиками в составе Карпаторусского добровольческого отряда «за Корнилова, за Родину, за веру». Небольшая часть их была и среди чехословацких легионеров – белочехов. Следующими знаменитыми карпатороссами были Алексей и Георгий Геровские. Для потомственных галицких русофилов с великолепным европейским образованием русинские территории также были единой карпаторусской землей. Они бились за нее вместе с угро-русскими православными священниками на мараморош-сигетском процессе перед 1й мировой войной, вместе с наступающей русской армией в Галиции, вместе с подкарпатскими русинами в 1й Чехословацкой республике и, наконец, вместе со всей русской эмиграцией в США. Здесь А.Геровский создал «Карпаторусский союз», который оказывал активную поддержку автономистским силам Подкарпатской Руси в Чехословакии. После анексии Подкарпатской Руси СССР он вплоть до 1972г.(!) на страницах славного журнала «Свободное слово Карпатской Руси» остро критиковал советскую и словацкую политику украинизации русинов, а также соглашательство и лицемерие Ватикана и униатской церкви. Для американской русинской эмиграции, основная масса которой уехала с исторической родины в начале 20го века, т.е. именно во времена «расцвета» Карпатской Руси, она также осталась в родовой памяти «единой». Отсюда такие непонятные и вводящие в заблуждение сегодняшних русских, украинцев, словаков, русинов названия организаций и печатных изданий, как «Руське общество», «Карпаторусинське общество», «Карпатска Русь», «Всемирная Академия Русинской Культуры», «Карпаторусский ансамбль». В русины или в «руськi» записаны за океаном звезда поп-арта Энди Уорхолл (Андрейка Варгола) и русофил Алексей Геровский, Митрополит «Американской Карпато-Русской Православной Епархиии» Николай (Смиско) и директор Департамента государственной безопасности США Том Ридж, герой 2й мировой войны, сержант Майкл Странк и актриса Сандра Ди (Александра Жук). Профессор П.Р.Магочи, Торонто, Канада. Одним из наиболее влиятельных лидеров карпатских русинов мирового уровня является профессор Торонтского Университета и бессменный руководитель Карпаторусинского Исследовательского Центра в Пенсильвании Пол Роберт Магочи (1945). Как «независимый и неправительственный» Исследовательский Центр, так и тесно связанные с ним «Всемирная Академия Русинской Культуры» и ряд других организаций подчеркнуто дистанцируются от политики. Это не помешало, однако, П.Р.Магочию еще в эпоху перестройки начать подготовку и сразу же после распада советского блока в 1991г. собрать в словацком Межилаборце 1й Мировой конгресс русинов. Рассказ уважаемого профессора о том, как карпатских русинов объединили на свои мизерные пенсии 2 русинских патриота из Чехии Рудольф Матола и Иван Парканий, оставим только как дань уважения этим подлинным партриотам. С тех пор конгресс проводится регулярно, раз в два года в странах Европы, где живут или жили русины. Правда, как язвительно заметил крупнейший русинский историк современности Иван Иванович Поп, Мировой конгресс русинов «деградировал до уровня организатора фольклорных фестивалей». Однако, практически каждый конгресс после речей, песен и танцев не забывает в принятой декларации в той или иной форме обратиться к властям Украины с просьбой признать национальные и культурные права русинов Закарпатской области. П.Р.Магочий обращается с подобными призывами также в дипломатические представительства, включая украинские, и во влиятельные международные организации. О русинской проблеме известно и таким крупным американским политикам как Джон Маккейн и Сара Пелин. Потомок угро-русской семьи, эмигрировавшей в США во «времена Карпатской Руси», П.Р.Магочи в своей научной и политической программе ориентируется именно на карпатских русинов, но ни в коем случае не на карпатороссов (!). Его представления об исторических территориях проживания русинов существенно отличаются от представлений как русских ученых и русинских ученых-русофилов, так и украинских ученых и так называемых русинов-украинцев и представляются весьма спорными. Территории расселения карпатских русинов перед 1й Мировой войной. Карта. Внимательно рассмотрим одну из его знаменитых карт, на которой места расселения карпатских русинов времен 1й мировой войны показаны на фоне современных государственных границ. Сразу бросаются в глаза как извилистые массивы русинских земель, незнающие современных границ, так и русинские островки на территории Польши, Словакии, Венгрии, Румынии. И только на галицких украинских землях их нет... Ни одного русинского села на север от географической черты, проходящей по карпатским вершинам, нет! Будто все бойки, лемки, гуцулы остались только «на территории на юг от Карпат»!? И карпатороссов, русофилов, «кацапов», которых из Галичины ссылали в концлагеря «Терезин» и «Талергоф» и которые здесь встречали Брусиловскую армию, здесь нет и не было. После этого попытки некоторых украинских политтехнологов обвинить П.Р.Магочия в русофильстве не могут вызвать у нормального и посвященного человека ничего, кроме улыбки... К сожалению, карта серьезно устарела. Еще после 2й мировой войны в ходе операции «Висла» десятки тысяч русинов-лемков были высланы польскими властями на «зачищенные» от немецкого населения земли по другую сторону страны, а более сотни тысяч – на Украину. Русины в народной Польше исчезли. Исчезли русинские села и в Венгрии, и в Словакии, и в Румынии. Стараниями многочисленных сталинских подручных и на Украине, и в братских народно-демократических странах они стали украинскими. И только в новейшей истории в юго-восточную Польшу из «немецких» районов опять вернулись лемки, в Словакии, на Пряшевщине вдруг катастрофически уменьшилось число украинцев и опять появились русины. Поддерживает русинское меньшинство Румыния и, особенно, Венгрия - 1000 лет совместного проживания все-таки не забыты. Правда, если нарисовать сегодняшнюю карту расселения русинов в Венгрии, то столицей их будет, наверняка, Будапешт. Во Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областях Украины остатки гордых карпатороссов, начиная с 1й мировой войны, активно уничтожались, перековывались и перемалывались тяжкими молотами и жерновами в самых свидомых украинцев. Они сегодня появляются на Прикарпатье только в псевдонаучных дискуссиях, когда нужно указать сторонникам признания русинской нации, что они не правы и что за горами тоже живут русины. Которые украинцы. Это реальность, которой нет ни на картах профессора Магочия, ни в докладах и статьях русских ученых и журналистов, которые живут в мифической Карпатской Руси и на ее развитие получают гранты и ученые степени. Для американских политтехнологов в целом безобидное надгосударственное понятие «карпатские русины» и исключительно «культурологическая» деятельность создают возможность удерживать влияние на весьма большом историко-культурном пространстве, поддерживать напряжение сразу в нескольких центральноевропейских странах бывшего советского блока. Очевидно, что-то подобное пытаются сделать и русские технологи. Но их позиции на Карпатской Руси, похоже, существенно слабее американских. От дружественной России и левобережной Украины Подкарпатская Русь почти герметично прикрыта русино- и русофобским анклавом – Галичиной, который имеет свои виды на эту территорию. Эта ситуация, однако, никак не может удовлетворить одну участвующую в процессе сторону - русинов Подкарпатской Руси. Из народа, насчитывающего по разным оценкам от 600 тысяч до полутора миллиона человек, они превратились на Украине в непризнаваемое Киевом национальное меньшинство, в которое во время переписи 2002 г. удалось записаться 10 000 граждан. Между тем, именно Подкарпатская Русь является русинской землей, имеющей опыт государственности в период между ее признанием в 1919г. Сен-Жерменским мирным договором и ее повторным присоединением к хортистской Венгрии в 1939г. Подкарпатские русины не желают растворяться в иных по метальности, языку и культуре народах. Более того, они претендуют на роль государствообразующего народа и политического сообщества, открывающего возможность для всех русинов иметь свою материнскую землю. Лидерами движения выступают председатель Сойма Подкарпатских Русинов о.Димитрий Сидор, а также общественные деятели Е.Жупан, П.Гецко, Л.Лецович, В.Микулин, В.Джуган. После многочисленных споров в июне 2008г. русины провели в г.Мукачево 1й Европейский Конгресс Подкарпатских Русинов, который решил восстановить особый статус Закарпатья как самоуправляемой «территории русинов на юг от Карпат» с конституционным названием «Подкарпатская Русь». Уже в октябре 2й Европейский Конгресс принял меморандум о восстановлении русинской государственности в статусе 1938 г. Дальше больше – не дождавшись серьезной реакции украинских властей 1 декабря 2008г. русины ультимативно ввели свои решения в силу. Единственным ответом украинских властей на их действия было открытие уголовного дела и начало длящегося и по сегодняшний день процесса над «главным сепаратистом» отцом Димитрием. Процес постыдный и для Украины совершенно бесперспективный – ни отец Димитрий, ни другие признанные руководители подкарпаторусинских организаций ни разу(!) не призывали к насильственным действиям на пути к восстановлению русинской государственности. Напротив, все они реально привержены правовому пути в достижении своей цели. Подкарпатская Русь – национальная и государственная автономия в составе Чехословакии в 1919-1939гг. Карта. Решения подкарпатских русинов и ранее весьма прохладно встречались Мировым конгрессом русинов. П.Р.Магочи не преминул как бы логично отметить, что в то время, когда Европа объединяется, говорить о Подкарпатской Руси как об отдельном политико-административном объединении абсурдно. Но профессор не сказал, кто и когда планирует принять русинов в ЕС. Но не только и не столько мысль о попытке создать нечто конкретное на русинских землях, вероятно, была ему неприятна. Еще в декабре 2007 он был совершенно потрясен фактом, что «эти... (далее непечатно)» подкарпатские русины... не хотят вступать в НАТО! Ведь считалось, что русины вообще, т.е. разрозненно проживающие на подконтрольной ему территории 6 государств, все как один за НАТО. Для профессора – это было начало конца... 2009г. прошел в живом обсуждении новой Русинской концепции, которая изменила не только идеологические, но и территориальные подходы к проблеме. Она сосредоточила активные политические действия на реальной территории проживания русинов Подкарпатской Руси - Закарпатской области. Концепция была поддержана делегатами 1го свежесозданного Всемирного Конгресса Подкарпатских Русинов в Пардубицах и другими русинскими организациями. Вместо П.Р.Магочи на последнем 10м Мировом Конгрессе Русинов в Сербии делегаты избрали новым председателем сербского русина Дюру Папугу. При этом впервые за долгое время они не только не осудили мятежных подкарпатских братьев, но и живо обсуждали возможности взаимодействия с ними. Карпатская Русь, такая близкая сердцам и душам русских и американских ученых и политиков, уходит в прошлое, спокойно утверждаясь на достойном месте в истории и на красочных фольклорных фестивалях. А.В.Гегальчий, Попечитель Международного фонда «Русская премия» http://rusedin.ru/2010/02/03/%C2%ABkarpatskaya-rus%C2%BB-mifyi-i-realnost-ot-aristova-do-magochi/