ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Когда в Освенциме выдали полосатую форму, закарпатец подумал, что из него хотят сделать моряка

    19 апреля 2024 пятница
    81 переглядів
    Зеев Тиби Рам родился в 1930-м году в Мукачево (тогда - Чехословакия)

    Зеев Тиби Рам - один из немногих венгерских евреев, которым удалось выжить после нацистских концлагерей. Сегодня он бывает в разных уголках планеты от Новой Зеландии до Польши, рассказывая свою историю прежде всего молодым людям.


    Один из таких рассказов состоялся в Кракове на международном конгрессе "Молодежь за мир без насилия", которую организовало "Сообщество святого Эгидия".

    Зеев Тиби Рам родился в 1930-м году в Мукачево (тогда - Чехословакия).

    "В моем городе было много цыган. Учитель моего брата по скрипке тоже был цыганом, - рассказывает Зеев. - Также в моем классе были немцы: два брата по фамилии Шварц. Мы были большими друзьями. Был еще один, он хорошо разбирался в математике и помогал мне делать домашнее задание".

    Зеев говорит, что его семью не считали евреями.

    "Я принадлежал к венгерской общине. Я венгерский патриот. Мы гордились тем, что были венграми".

    В конце 1938-го года Закарпатье стало частью Венгрии, где у власти был диктатор Хорти. С 1939-го эта страна фактически стала союзницей Германии.

    "Жизнь начала ухудшаться. Отца и братьев отправили в гетто, - рассказывает Зеев, - Потом пришли немцы. Вошли в наш город, наш дом. Нам сказали, что мы евреи и приказали выходить из дома".

    Зееву тогда было 13 лет, его отцу и матери по 45, а брату - 18.

    "Собраться нужно было за 5 минут. Нас отвезли на вокзал. Посадили в вагоны. Поезд ехал в Аушвиц".

    "Когда в Аушвице мне выдали полосатую форму я сначала обрадовался, думал, что из меня хотят сделать моряка. Но минут через пять от меня забрали маму и мне стало грустно".

    В Аушвице семью Зеева разделили: дети и женщины пошли в одну сторону, мужчины в другую.

    "Я чувствовал себя взрослым и пошел с мужчинами. Мы начали двигаться в середину лагеря. Немецкий офицер спросил меня сколько мне лет. Я не хотел говорить, что я слишком молод, я боялся. Обманул его и сказал, что мне 14".

    Семья Зеева оставалась в лагере дней 10, а потом снова поезд и полтора-два дня пути. Они приехали к месту неподалеку от Вроцлава (Furstenstein). Пробыли там в лагере 9 месяцев.

    "В какие-то моменты я прислуживал немецкому офицеру. Среди многих немецких солдат, я встретил и настоящих людей", - говорит Зеев.

    "Через 9 месяцев в январе 1945-го, когда небо уже было полно самолетами союзников и советские танки уже приближались, нас отправили в так называемый "марш смерти".

    Зеев со своей семьей и с другими заключенными шли около четырех недель.

    "Мы шли пешком с раннего утра до позднего вечера. Однажды мы вошли в село. Было очень холодно. В селе были такие белые домики с красивыми цветами, - вспоминает Зеев Тиби Рам. - Там жили люди, у которых было все хорошо: они ели, пили, спали. Я задавал себе вопрос "Почему я должен так страдать, когда эти люди моего возраста живут так спокойно?"

    Это было в районе Судет, а конечной остановкой заключенных был концлагерь Берген-Бельзен.

    "Это был ад. Мы все были больны. Мы долго не ели. Многие умерли от голода, другие были - сами кожа да кости. Тогда я думал: "Я умру, я не выдержу".

    14 апреля 1945 умер отец Зеева, это произошло за день до прихода в концлагерь английских войск.

    "У многих погибших были золотые зубы. И пленные пытались с помощью камня достать эти зубы. Когда мой отец умер, я взял маленький камешек и очень нежно оторвал ему эти зубы. Я не хотел, чтобы другие это делали. Я взял его зубы и положил рядом с его телом, так что любой мог их взять, не искажая лица моего отца".

    Брат Зеева умер на следующий день после прихода англичан.

    "Мне сказали, что брат без сознания. Я побежал быстро в больницу. Там увидел брата и заснул на одной из свободных коек, стоявших рядом. Когда я проснулся, то увидел, что кровать моего брата была пустой. Доктор повел меня в кабинет и сказал, что брат утром умер".

    В живых остались одноклассники брата Зеева и его мать была сначала вместе с ними.

    "Мы провели ночь в месте, где спали женщины. Женщины чувствовали себя лучше, потому что их лучше кормили, хотели, чтобы они работали на них. Когда я в то утро увидел англичан, которые пришли освободить нас, они взяли 6 женщин в больницу".

    Зеев говорит, что с тех пор ему так и не удалось больше увидеть свою мать.

    "Когда нам надо было идти, лагерь был полон трупов. Англичане хотели очистить лагерь. Нам, заключенным, нужно было перенести все эти тела из одного места в другое. Я взял тело. Начал идти с этим трупом. Я его едва тянул. В какой-то момент рука этого трупа оторвалась. Я шел и держал только руку этого человека..."

    Тысячи людей в концлагере были больными и около 14 тысяч умерли уже после прихода английских войск. Заболел и Зеев Тиби Рам.

    "Меня положили в английскую больницу в Берген-Бельзен. Я там пробыл около месяца. Со мной было 40-50 детей".

    "Через 6 недель нас посадили на корабль и отправили в Швецию. Шведское правительство приняло нас. Я остался там на 5 лет с группой таких, как я. Некоторые решили остаться жить в Швеции, другие поехали в Англию".

    После Швеции Зеев хотел вернуться в Венгрию, но его планам не суждено было сбыться. Уже много лет он живет в Израиле.

    "Мне предложили поехать в Израиль. Там я пережил еще много войн. Сейчас у меня трое детей, двое внуков. Я много страдал, но не могу сказать, что я кого-то ненавижу или кого-то обвиняю. И точно не ищу способов отомстить", - говорит Зеев Тиби Рам.


    Автор: Евгений САВВАТЕЕВ

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору