ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Польша и страны Прибалтики занимаются в Украине мародерством

    25 апреля 2024 четверг
    75 переглядів
    Западные партнеры доят Украину

    Украино-белорусские отношения стремительно летят под откос: после инцидента с самолетом Ryanair Киев полностью прекратил воздушное сообщение с Беларусью. Ответ Минска не заставил себя долго ждать – власти приостановили поставки бензина украинским потребителям. Хотя еще не так давно страны активно наращивали торгово-экономическое партнерство. Пойдут ли экономические отношения Минска и Киева по российскому сценарию?

    В 2014 году, когда свершился референдум в Крыму и разгорелся конфликт в Донбассе, Минск оказался в крайне непростой ситуации. С одной стороны полным ходом шла работа по строительству Евразийского экономического союза, где чуть ранее ждали и Украину, а с другой стороны – Украина такой же исторически значимый экономический партнер Белоруссии, как и Россия. И разрыв украинских связей влек за собой серьезные экономические потери.

    В 2019 году украинский рынок в структуре экспорта республики занимал существенные 12,5% или 4,1 млрд. долларов. Для небольшой белорусской экономики цифра колоссальная. В 2020 году Украина по объему товарооборота и экспорта заняла второе место среди всех торговых партнеров республики, по импорту – четвертое место. Более того, взаимная торговля с Украиной обеспечивает белорусам положительное сальдо в объеме 2,5 млрд. долларов. Такой рынок для Белоруссии с ее хроническим дефицитом внешней торговли – на вес золота. Причем так было не всегда: в нулевые годы белорусские предприятия зачастую сводили торговлю с соседями в минус. Однако по мере того, как Украина разрушала свои производства, Минск наращивал присутствие на украинском рынке.

    Самой прибыльной статьей экспорта в Украину являются нефтепродукты – бензин, дизель, битум и т.д. Нефтепродукты ежегодно обеспечивают около 1,5 миллиарда валютной выручки. Вторая статья – машиностроение, включая трактора, седельные тягачи, автомобили грузовые, автобусы, всевозможные запчасти и комплектующие, а также услуги белорусских авиаремонтных заводов. В 2019 году белорусы заработали на этом экспорте 332 млн. долл. Третья категория востребованной продукции – калийные удобрения (280 млн. долларов в 2019 году). Еще около 230 млн. долл. обеспечивает экспорт металлов, химической продукции и стройматериалов.

    Надо сказать, что Белоруссия реализовала весьма успешную стратегию выхода на украинский рынок, сделав крайне верный расчет на деградацию целых сегментов промышленности. В частности, в Минске хорошо понимали, что украинское машиностроение с трудом переживет запущенные процессы евроинтеграции. Например, еще в 2014 году прекратил существование Львовский автобусный завод, который когда-то выпускал по 10 000 автобусов в год. С тех пор закрылось не одно предприятие автобусной отрасли, включая смежников, а также предприятия подававшей надежды «Богдан Моторс» Петра Порошенко, ныне также пребывающей в предбанкротном состоянии.

    На этом фоне Минский автомобильный завод (МАЗ) начал активное наступление и в последние годы завоевал 30% украинского рынка автобусов и 40% рынка троллейбусов. Секрет успеха оказался простым – например, в 2018 году один автобус МАЗа обходился городам Украины в 112 000 евро, в то время как аналоги конкурентов стоили на 15—20 тысяч дороже.

    Второй «фронт» белорусской мини-экспансии – это, конечно же, экспорт нефтепродуктов. К примеру, по итогам 2019 года Украина импортировала из Белоруссии 3,3 млн. тонн бензина и дизельного топлива, что составляет около 40% украинского импорта топлива. Причина этой зависимости та же, что и в сфере автомобилестроения – построенные еще в советское время НПЗ стабильно вымирали в эпоху независимости, а окончательно отрасль была добита при Петре Порошенко. В 2013 году еще дышавшая украинская нефтянка производила моторного бензина и дизтоплива в объеме 2 млн. тонн, обеспечивая около трети потребностей внутреннего рынка. Сегодня заводы преимущественно простаивают, периодически выпуская мизерное количество топлива низкого качества. Модернизированные при Лукашенко белорусские НПЗ также поспешили этим воспользоваться. В частности, на сегодняшний день 50% бензина АИ-95 Украина закупает именно в Белоруссии. И объемы закупок продолжают расти. Так, импорт белорусского бензина в 2020 году относительно 2019 года вырос на 23%, и это несмотря на коронавирус.

    В результате инцидента с самолетом, на котором летел экс-редактор Нехты и «ветеран» Донбасса Роман Протасевич, Киев запретил все полеты в Белоруссию и закрыл для страны украинское воздушное пространство. Ответом на этот шаг стали ограничения на поставки того самого 95-го бензина.

    Впрочем, надо понимать, что виной всему не только история с посадкой самолета, чем, как известно, грешила сама Украина в 2016 году. Ухудшение экономических отношений двух стран началось несколько раньше. Еще в 2020 году Киев принял решение о введении пошлины в отношении отдельных позиций белорусской металлопродукции. А в январе 2021 года мэр Львова Андрей Садовый ополчился против МАЗа, который в очередной раз выиграл тендер на поставку своих автобусов: «По оценкам международных экспертов, самое выгодное предложение подал МАЗ. Предложения других участников тендера или значительно дороже, или не соответствуют техническим требованиям конкурса. Имеем ли мы моральное право покупать автобусы в Беларуси?» — вопрошал львовский мэр в своём фейсбуке. Ответ на этот вопрос был дан в апреле 2021 года, когда межведомственная комиссия по международной торговле Украины приняла решение о введении 35%-й пошлины в отношении белорусских автобусов и грузовиков.
    Словом, торговая война уже давно подогревалась в украинских властных коридорах.

    Однако действия Украины – едва ли воля её властей, уже давно забывших что такое суверенная политика. Стоит немного поскрести и тут же в решениях Киева обнаружатся интересы Польши и Прибалтики, которые с одобрения европейского начальства рассматривают Украину и Белоруссию как зону своего политического и экономического влияния.

    Укрепление экономических связей Минска и Киева последних лет особенно ревниво воспринимали в Варшаве и Вильнюсе. Ведь выходило, что плодами евроинтеграции Украины почему-то все активнее пользуется «последняя диктатура Европы». В частности, это ломало планы по увеличению поставок на украинский рынок бензина производства Мажейкяйского НПЗ, контрольный пакет акций которого принадлежит польской нефтяной компании PKN Orlen. Нынешнее решение белорусских властей о запрете поставок бензина там радостно приветствуют. Оно, в свою очередь, мотивировано не столько торговой войной, сколько возможными перебоями с поставками нефти из России из-за угрозы санкций в отношении российских нефтяных компаний.
    Так или иначе, именно на разорение белорусских НПЗ эти санкции и заточены.

    Похожая история разворачивается и с белорусскими автобусами. Дело в том, что ещё в 2017 году Европейский инвестиционный банк в рамках проекта «Городской общественный транспорт» предоставил Украине кредит на 400 млн. евро для закупки автобусов. Разумеется, европейские кредиторы и Польша – очень рассчитывали на покупку Украиной автобусов в ЕС. Большой интерес к программе обновления автобусного парка страны предъявляет польская компания Solaris (https://autoconsulting.ua/article.php?sid=41236 ). Однако вместо этого власти многих украинских городов бросились тратить европейские деньги на импорт белорусских автобусов. Недовольные еврочиновники на пару с польскими автобусниками, теряющими контракты, начали грозить Киеву пальцем. В результате чего, украинские власти спешно раскручивают маховик торговой конфронтации, вводя запретительную пошлину на продукцию МАЗ.

    Миссия Польши под покровительством ЕС , Британии и США – выбить Украину из-под влияния Белоруссии по схожему сценарию, который был реализован при разрыве российско-украинских отношений. Согласно этому плану Украина должна входить в сферу влияния Польши и ее младших прибалтийских партнеров. Дабы поляки, извлекающие экономические выгоды на Украине, вставляли меньше палок в колеса газовой сделки Германии и России, а прибалты, также получая кусочек украинского рынка, реже выпрашивали финансовую поддержку у Евросоюза.

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору