ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Русь под Карпатами

    30 апреля 2024 вторник
    43 переглядів
    Русины признаны народом во всех государствах, кроме Украины

    В Закарпатской области Украины (бывшая Подкарпатская Русь) хозяйки по-прежнему готовят бограч, замишку, гамбовцы и кремзлики. В местных храмах - Украинской православной церкви Московского патриархата и греко-католических, подчиняющихся напрямую Риму, - как и столетия назад, слышится неповторимое карпатское "простопение".

    Здесь живут русины - восточные славяне, которые вместе с русскими, украинцами и белорусами являются прямыми наследниками культуры и языка Древней Руси.

    Русинская этническая территория, именуемая в совокупности Карпатская Русь, расположена на пересечении границ Закарпатской области Украины, Румынии, Венгрии, Словакии и Польши. Более двух с половиной веков сплоченная община проживает в нынешней сербской Воеводине.

    Общая численность этноса в современном мире - около 1,6 миллиона человек (по независимым оценкам). Большая часть - примерно один миллион - проживает в Европе, причем не менее 650 тысяч - в Закарпатье. В России представители этого народа были традиционно известны под именем "карпатороссы".

    К числу наиболее известных в России русинов можно отнести драматурга и поэта Нестора Кукольника, композитора Дмитрия Бортнянского, первого ректора Санкт-Петербургского университета Михаила Балудянского, художника Игоря Грабаря, недавно почившего главу Русской православной церкви заграницей владыку Лавра.

    Сейчас русины признаны самостоятельным народом во всех государствах, где они являются коренным населением или имеют заметную диаспору. Кроме Украины. Кстати: по украинской переписи 2001 года в Закарпатье выявлено наличие только десяти тысяч человек, назвавшихся русинами. Куда делись остальные?

    После обретения независимости официальный Киев, опасаясь, видимо, волны сепаратизма, сделал ставку на так называемую "русинско-украинскую" концепцию. В 1996 году украинское правительство приняло "План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов", официально закрепляющий политику украинизации этого этноса. Действительно, очень сложно игнорировать самобытность Закарпатья, поэтому в украинской научной литературе и прессе уже давно курсирует такое название - русины-украинцы (вариант: украинцы-русины). Подразумевается примерно следующее: русины - это те же украинцы, которые "еще не дозрели" до украинской национальной идеи. Причем главная отличительная черта этого "подвида" - аполитичность.

    Такая "национальная" политика украинских властей, конечно, дала свои результаты: имея на руках паспорт с трезубцем, есть ли смысл вписывать в графу национальность - "русин"? Однако, даже частично приняв украинское самосознание, представители этого этноса все равно не отожествляют себя с согражданами "из-за перевала". Инаковость русинов явственно проявляется хотя бы в таких непривычных для чужаков понятиях, как "говорить по-закарпатски" или "время по-местному" - то есть на час меньше киевского.

    В 2006 году комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации выразил обеспокоенность положением русинов на Украине и призвал Киев официально "признать этот народ в качестве национального меньшинства". Местные власти, на порядок лучше столичных чиновников осознающие закарпатскую специфику, сделали ряд уступок национальным их требованиям. Закарпатский облсовет неоднократно обращался в Киев с просьбой о признании русинов отдельной национальностью. 7 марта 2007 года на свой страх и риск депутаты облсовета все же приняли самостоятельно такое решение.

    В декабре прошлого года участники международной конференции "Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX - начало XXI века)", которая прошла в Ростове-на-Дону, записали в итоговом документе: "В отношении русинского населения современной Украины проводится политика культурного этноцида, означающая лишение народа его исторического имени и исторической памяти, создание препятствий к раз витию национальной культуры и образования на родном языке". Отдельный вывод: особенно жесткие формы эта политика приобрела при президенте Викторе Ющенко.

    Примерно в том же духе высказались и участники другой конференции - "Карпатские русины в славянском мире: актуальные проблемы", которая недавно прошла в словацком городке Мошовце. Упорное игнорирование Киевом права русинов на полноценное национальное развитие было подвергнуто конструктивной критике ученых из семи государств.

    Нынешнее русинское движение имеет ряд безусловных лидеров. На территории Закарпатья к таковым относится настоятель кафедрального Крестовоздвиженского собора Украинской православной церкви Московского патриархата в Ужгороде протоиерей Димитрий Сидор, который является главой Сойма подкарпатских русинов. Он подчеркивает духовную и культурную близость русинов и России, выступая за теснейшее сотрудничество между нашими народами.

    Подкарпатские русины - последовательные автономисты. Эта территория имела автономный статус в межвоенной Чехословакии. Вхождение в СССР нарушило развитие русинской государственности. На знаменитом референдуме 1 декабря 1991 года 78 процентов жителей Закарпатской области всех национальностей высказались за самоуправляемость края. Однако официальный Киев до сих пор игнорирует волеизъявление закарпатцев. Но русинские организации не прекращают своей борьбы. Очередными шагами стали принятая 15 декабря 2007 года "Декларация Сойма подкарпатских русинов" и несколько позднее - "Подкарпаторусинская экономическая доктрина".

    7 июня прошлого года в Мукачеве состоялся первый европейский конгресс подкарпатских русинов, который подтвердил курс на форсированное достижение автономии. На втором конгрессе, который 25 октября прошел в том же городе, был одобрен "Меморандум о принятии акта провозглашения восстановления русинской государственности". Киеву фактически был поставлен ультиматум: если до 1 декабря украинские власти не сядут за стол переговоров, то последуют конкретные действия.

    Реакции не последовало, поэтому в конце прошлого года было объявлено о создании самопровозглашенного "правительства республики Подкарпатская Русь" во главе с премьер-министром Петром Гецко. В ответ Служба безопасности Украины, подконтрольная Виктору Ющенко, начала уголовное преследование русинских лидеров. В частности, под горячую руку попал протоиерей Димитрий Сидор. В настоящее время он находится под подпиской о невыезде.

    К сожалению, Россия до недавнего времени была несколько в стороне от русинских проблем. Думается, что напрасно. Наша страна - это историческая родина крупнейшего восточнославянского народа. А ведь есть хорошая русская традиция: старший брат всегда горой стоит за младшего. Старший - в значении большой и сильный: конечно же речь не идет о возрасте двух братских этносов. Уже на этом основании было бы совершенно оправданно отстаивание Российской Федерацией национальных прав карпатских русинов. Кстати: совсем не случайно в названиях наших народов сохранился общий корень "рус". Подобным образом, например, Венгрия, Финляндия и Эстония покровительствуют финно-угорским народностям, проживающим на территории России. Тем более что сами русины, как следует из документов двух европейских конгрессов, с надеждой глядят на Россию, рассматривая ее как потенциального партнера и влиятельного родственника.

    Михаил Дронов, глава Клуба друзей Карпатской Руси

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору

    Комментарии

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Гость 2, вы сосредоточены не на настояшую проблему коринных быванцюв Подкарпатья и Ваше замечание не на месте. Слово тупость здесь совсем не подходит Мише потому, что вы не имеете малейшего понятия какая разница между русинами Подкарпатья и украинцами на другой стороне Карпат и дальше на востоке од Сану до Дону.

    Украинцы-ордынцы:
    Кроме известных Мамаев-Глинских, были еще тысячи мамаевцев на Сиверщине, Киевщине. Описание Черкасского замка 1552 г. красноречиво свидетельствует: казачествовали здесь Балиш, Бахта, Байдык, Бухан, Бут, Гусейн, Каранда, Киптай, Кудаш, Махмедер, Малык-баша, Моксак, Ногай, Охмат, Теребердей, Толук, Чарлан, Челек, Чигас, Чурба...
    Трудно не согласиться с известным историком Натальей Яковенко: «Политические изменения конца ХV — первой половины ХVІ ст... окончательно прибивают степных добытчиков к русскому берегу». «Как и татары, казаки начали именовать свои стоянки кошами, временное жилье — шалашами, колчаны со стрелами — сагайдаками, устья рек, где промышляли, — сагами, — дальше отмечает она. — Русский меч был заменен на кривую татарскую саблю, русские гусли — на кобзу, портки — на шаровары, длинные славянские волосы — на оселедец. Своих молодых слуг они стали называть уже не отроками, а джурами, свои группы не дружинами, а ватагами; в воинскую атрибутику вошли тюркские понятия есаул, булава, бунчук, барабан, горн, лагерь, майдан и т. п.».
    Татарами в исторической литературе называют кочевников, хотя их этнический состав очень разный. Половцы-мамайцы с Сиверщины, бесспорно, внесли заметный вклад в становление украинского казачества. Они породнились с местным народом, за одно-два столетия приняли веру нашей земли, освоили ее язык. И стали украинцами в горниле боев с захватчиками-ордынцами.
    http://monitor.chernigov.net/ru/arhiv-novin/kazak-mamay-potomok-chingishana-2.html

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Миша, ты ото такой тупой, что по 6 раз повторяешь одно и тоже? или это петя гецко всё спамит?