ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Украинские автомобилисты идут войной на "Укравтодор"!

    25 апреля 2024 четверг
    31 переглядів
    Нынешняя зима запомнится своими суровыми погодными условиями

    Нынешняя зима своими суровыми погодными условиями запомнится, наверняка, надолго. Метели и наледи случались в наших широтах и раньше, но такой концентрации разнообразных осадков в единицу времени метеорологи не фиксировали давно. Сугробы, туманы, дождь или гололед не радуют нынче даже детей, готовых время от времени и в снежки поиграть, и кораблики в лужах попускать, и импровизированные "скользянки" на асфальте устроить. Что уже говорить о взрослых, для которых, что ни снегопад - то стихийное бедствие.

    Особенно, если взрослые - работники коммунальных служб, чей долг разгребать, расчищать и снимать "искрящееся" великолепие будь-то с линий электропередач, крыш домов или дорожного полотна.
    Однако служить коммунальщиком где-нибудь в зажиточной и занесенной снегом Европе - это одно. А в бедной, но такой же занесенной и затопленной оттепелью Украине, испытывающей острый дефицит всего, кроме политических распрей, - это совсем другое. Здесь, что ни километр расчищенной или обработанной противогололедным реагентом трассы - то уже большая победа, всеобщая радость и ... такая же большая редкость, хотя Укравтодор регулярно публикует сводки состояния украинских дорог, проезд по которым как будто полностью обеспечен.

    Так, по состоянию на вчерашний день, например, покрытие автомагистралей государственного значения определили, как "мокрое", но графе "проезд" значилось - "обеспечен". В Ивано-Франковской и Луганской областях полотно было "местами заснеженное", но в целом опять-таки проездное. Дороги местного значения посчитали заснеженными, а местами в состоянии "снежной каши", но проезд по ним тоже "обеспечили". Только не спрашивайте, как это удалось. В сводках сказано разве что о 2013 механизмах и 2958 работниках, задействованных в дорожных работах. КПД труда людей и машин остался без внимания.

    Не удивительно, что в таких условиях наиболее действенной помощью автомобилистам становится как раз не оперативность реагирования коммунальных и дорожных служб, а банальное предупреждение без особой надобности за руль не садиться. Но что делать, если иного выхода, кроме как соваться на "мокрый асфальт" или "снежную кашу" - нет. И что делать, если "мокрый асфальт" или "снежная каша" стали причиной ДТП с самыми тяжелыми последствиями? Кто должен нести ответственность за помятое авто, разбитый нос или, не приведи Господи, смерть? Рядовой украинский водитель, которому и так пора бы выдать орден за мужество, или все-таки государственные дорожные службы, в чьи прямые обязанности входит необходимость соблюдать надлежащее состояние дорог?


    Хочу не мести, но правосудия


    Найти ответ на все вопросы решился пострадавший от гололедицы водитель со стажем и по совместительству известный украинских режиссер и клипмейкер Игорь Иванов - автор уже нашумевшего новогоднего мюзикла "Як козаки...". Его история - одна из многих, но именно она должна стать прецедентом и примером того, как и для чего нужно бороться за свои права и одновременно призывать к ответу тех, кому это по статусу положено.

    Все случилось 1 января на 357 километре трассы Киев-Харьков в 11.30 утра. "День-то был солнечный, но дорога подсохла лишь местами - там, где не было лесопосадок". - поделился подробностями Игорь. "Никакой видимости уборки дороги от снега или ее обработки реагентами я, естественно, не заметил. Но, сказать по правде, не очень-то на это рассчитывал: все-таки 1 января. Потому и шел с крейсерской скоростью 60 километров в час. Однако стоило въехать на участок "лесополосы", как тут же ощутил все прелести пребывания 2,5-тоннного джипа на ровном ледяном катке. Машину мгновенно развернуло, выбросило на полосу встречного движения, оттуда - в кювет. Перевернувшись несколько раз, ударился "брюхом" в одно дерево, отскочил от него и уперся крышей в другое. Меня и жену, спас ремень безопасности - отделались ссадинами и ушибами. Машина восстановлению не подлежит".

    ГАИшники-оформители ДТП, по словам Игоря, приехали быстро, а вот "скорая помощь" не приехала вовсе. "К счастью, нам не пришлось долго мерзнуть на трассе: все экспертизы и освидетельствования прошли уже в милицейском участке. Туда же в течение часа доставили еще несколько человек, пострадавших в двух других авариях на том же обледенелом участке дороги. Но мало того: попав в ДТП, мы тут же позвонили друзьям, чтобы нас забрали. Однако их машину тоже пришлось вытягивать из дорожного сугроба, в который ребята угодили, стремясь к нам на помощь", - рассказал наш герой.

    Понятно, что все праздничные дни Игорь только тем и занимался, что собирал необходимые справки, проходил медосмотр и пытался "пристроить" тонны металлолома, которые еще пару недель назад считались неплохим внедорожником. Получить материальную компенсацию за разбитый автомобиль Игорь не сможет - за день до аварии у него закончился срок действия страховки.

    Теперь главная задача режиссера - подготовить и выиграть суд с Укравтодором: состояние дороги стало основной причиной происшествия. "Скажу сразу: я не стремлюсь компенсировать свои убытки за счет государства, хотя материальные требования в исковом заявлении укажу обязательно. Я даже не стремлюсь наказать какого-то конкретного работника дорожной службы, который 1 января не вышел на работу и не насыпал песочку на ледяную корку. Я хочу привлечь внимание к проблеме - прокричать на всю страну то, что бормочут себе под нос наши водители, которые ежедневно садятся за руль и не знают, получится ли доехать до пункта назначения в целости и сохранности. Понимаю прекрасно: в стране нет денег, у всех свои заботы, но оставайтесь же людьми! Не можете содержать трассы - закрывайте проезд, не отправляйте сограждан на верную гибель. На моем месте мог быть, скажем, водитель старенького "жигуленка", выбраться из которого живым не смог бы, наверное, никто", - посетовал Игорь.

    "Сегодня все говорят о том, что мы живем в европейской стране. Где эта европейская страна? В Европе люди заботятся друг о друге - чистят дороги и выставляют безопасные заграждения. У нас же на трассах если не железный забор, то кирпичный столбик или бетонная плита в качестве "средства торможения". И это заметьте, не считая качества самого асфальтового покрытия, которое и покрытием-то назвать нельзя - сплошные ямы, ухабы и латки", - еле сдерживал эмоции собеседник агентства. Нам же оставалось лишь пожелать ему удачи и терпения в нелегком деле воззвания к совести и к ответу.


    И снова - здравствуйте!


    Воззвания, к слову, более чем уместны. Напомним читателю о том, что же представляет собой дорожное хозяйство нашей страны. Итак, все дороги у нас поделены на четыре большие категории - "международные" автострады, дороги государственного значения, дороги местного значения и "районные" пути. Вместе с тем, государственными считаются только 20 тысяч километров дорог, местными - 149 тысяч километров. В категорию "международных трасс" попадают - 8 тысяч дорожных километров, в категорию "районных" - почти 70 тысяч. Дорог первой категории (4 и более полос) в нашей стране вообще смехотворно мало - чуть более 2,5 тысяч километров - и разбросаны они преимущественно "латками" на трассах Киев-Чоп, Киев-Одесса, Киев-Чернигов, Харьков-Днепропетровск. Никакого разделения дорог по источникам финансирования нет, а значит, денежное обеспечение дорожных работ, как было, так и остается прерогативой одного - общегосударственного бюджета, которого на всех естественно не хватает.

    А между тем, 39% всех украинских магистралей не отвечают европейским стандартам прочности, 51% - стандартам ровности полотна. Скоростных дорог в Украине нет вообще. Для примера: в Германии автобанов - 11 тысяч километров, во Франции - 7 тысяч, в Италии - 6 тысяч. При этом немцы тратят на поддержку каждого километра пути до 27 тысяч долларов, французы - чуть более 30 тысяч. В 12 тысяч долларов обходится каждый километр российских магистралей, в 8 тысяч - белорусских.

    В нашей стране в "докризисные" времена едва-едва наскребали до 5 тысяч долларов на километр трассы, но и они доходили до адресата - дорожных служб - через раз. Какие ассигнования "перепадают" специалистам-дорожникам сегодня - вообще неясно. Вероятнее всего, что никаких: государственный финплан управляется нынче в ручном режиме по принципу "кто первый встал - того и тапки". И первыми, что не удивительно, встают пенсионеры, бюджетники и те, кому нынче особенно худо.

    Укравтодор в очереди за деньгами первенства никогда не имел и вряд ли когда-нибудь заимеет. Там вообще давно смирились с тем, что выделяемых государством средств хватает в лучшем случае на латание регулярно "открывающихся" по весне ям и ухабов. Прошлой весной, к примеру, в дырах оказалась четверть всех отечественных трасс - около 44 тысяч километров асфальтового покрытия. Особенно остро это почувствовали водители Полтавской, Черкасской, Черновицкой, Днепропетровской, Кировоградской, Винницкой, Волынской и Николаевской областей. Там в "дороги жизни" с выбоинами и вмятинами превратились не только сельские "бетонки", но и трассы государственного значения. Что откроется нынешней весной вообще одному Богу известно. Но ситуация, видать по всему, окажется еще худшей: погода сохранности дорожного полотна никак не способствует.

    Возникает вопрос: поддается ли дорожная проблема хоть какому-нибудь решению? Ответ: теоретически - поддается, но требует огромных капитальных вложений. Три года назад глава Государственной службы автомобильных дорог (на тот момент) Владимир Демишкан в интервью ИМК ("ИнтерМедиа консалтинг") рассказывал, что цена "дорожного вопроса" - 75 миллиардов гривен. Для сравнения: Польше по ценам трехлетней давности требовалось 36 миллиардов евро. Никакой бюджет таких ассигнований не потянул бы, и уже тогда было понятно, что единственный выход - кредиты и займы. И нам, сказать по правде, суживали с барского плеча - то Morgan Stanley, то ЕБРР. Другое дело, что объемы кредитования были не в пример даже польским.

    Помнится в июле 2007 года Николай Азаров, первый вице-премьер в правительстве Виктора Януковича, как ребенок радовался привлечению 200 миллионов евро от Европейского банка реконструкции и развития на строительство нескольких участков автотрассы Киев-Чоп. Годом позже, когда стало понятно, что заем ЕБРР и обновленные километры дороги Украину не спасут, начали снова подсчитывать, сколько же нам надо денег для полного дорожного счастья. Выяснили: 88 миллиардов гривень. Страна таких денег не имела - ни тогда, ни тем более сейчас.

    Еще спустя год - в мае 2009-го - светом в окошке оказался совместный проект Всемирного банка и Кабинета министров "Улучшение качества украинских дорог и повышение безопасности движения". Благая цель начинания прослеживалась уже в самом его громком названии. Даром, что за качество и безопасность взялись, имея в активе только 400 миллионов кредитных долларов и лишь 120 "показательных" километров трассы М-03 на участке от Борисполя до местечка Лубны.

    Это, правда, не помешало едва ли не всем украинским транспортным чиновникам пообещать украинским автомобилистам начало очередного прорыва в деле развития дорожного хозяйства. "Мы имеем огромный объем работ для наших строителей, производителей материалов, это тысячи новых рабочих мест. В конце концов, этот проект - составляющая целой серии инфраструктурных проектов, благодаря которым мы надеемся преодолеть кризис", - подчеркнула тогда премьер-министр Юлия Тимошенко.

    Никаким прорывом этот проект, естественно, не стал. Да и не мудрено: какие бы инфраструктурные новшества не старались здесь внедрить, все заканчивается одинаково - мы получаем средства, для блезиру создаем одесский шум, похожий на работу, деньги мгновенно проматываем, а потом десятилетиями за всю эту "благодать" расплачиваемся ресурсами Государственного бюджета, ибо все строительные проекты, дорожные в том числе, обеспечиваются преимущественно долгосрочными займами, взятыми под государственные гарантии. Инфраструктура же в большинстве случаев остается такой же убогой и непрезентабельной в независимости от вложенных сумм и широты ожиданий.

    Вот и сегодня - в жаркие предвыборные деньки - мы только и слышим от всех кандидатов обещания построить, углубить, расширить, внедрить. Но можно ли всему этому верить? Ведь никто не пообещал элементарного - разобраться с тем, что есть, и привести в порядок то, что имеем, не нагромождая новых проектов и новых проблем на бедную голову рядового избирателя, который, к слову, уже привык винить во всех бедах либо жару, либо мороз.

    ИМК

    Украину парализовали снегопады (Дополнено)

    На улицах Ужгорода – аварийная ситуация (ФОТО)

    Минтранс создал штаб для застрявших в снегу автомобилистов

    Из-за снежных заносов в Донецке остановились поезда

    "Укравтодор" планує збудувати мережу автобанів із швидкістю 150 км/год

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору