ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Венгерский «подарок» Европе

    04 мая 2024 суббота
    36 переглядів
    Победа Орбана – больше, чем смена власти

    В Венгрии по результатам второго тура парламентских выборов 25 апреля убедительную победу одержал Венгерский гражданский союз (Фидес) под руководством бывшего премьер-министра республики Виктора Орбана. Партия получила в свое распоряжение более двух третей (263 из 386) депутатских мест и практически неограниченные властные полномочия, включая возможность изменения конституции страны, законов о выборах и средствах массовой информации.

    И вновь национальный вопрос в Европе

    Европейцы в последнее время были столь заняты отслеживанием перипетий вокруг облака пепла из Исландии, что проглядели появление на своей карте еще одного вулкана, способного в перспективе накрыть континент ворохом пепла, но уже – времен Второй мировой войны. На этот раз эпицентр находится в самом центре Европы, в небольшой Венгрии, где на днях произошло знаменательное событие. У власти прочно закрепилась партия, которая не скрывает своих намерений нарушить и без того хрупкую стабильность в национальном вопросе в Европе и даже вытащить для этого на всеобщее обозрение свои сомнения в справедливости послевоенных границ на континенте.

    Возглавляющий «Фидес» Виктор Орбан буквально подкупает своей простотой и решительностью планов взяться за одну из самых болезненных для современной Европы тем: проблематику национальностей, миграции и расселения. Имеется ввиду прежде всего ситуация вокруг компактно проживающих за пределами страны венгерских меньшинств. По некоторым оценкам, в Румынии насчитывается от 1,4 до 1,8 млн венгров, в Словакии – порядка 500 - 600 тысяч, в Сербии – около 300 - 400 тысяч, на Украине – более 150 тысяч, населяющих в основном Закарпатье.

    Для сохранения этнических венгров в орбите влияния Будапешта Орбан за свою политическую карьеру предпринял множество показательных шагов. В период своего пребывания на посту главы кабинета в 1998 – 2002 гг. он фактически поставил страну на грань серьезного международного конфликта, после того как продавил пакет законов, укрепляющий связи с диаспорами в граничащих странах, включая введение упрощенной схемы получения гражданства украинскими, сербскими, словацкими и румынскими венграми. В результате дело дошло до иска Братиславы и Бухареста в Европейский суд, после рассмотрения которого Орбану пришлось отозвать решения.

    Однако в 2004 году по его инициативе в государстве был проведен референдум по вопросу о выдаче венгерских паспортов словацким, румынским, сербским и украинским венграм. Тогда страну от всеобщего международного порицания удержала низкая явка избирателей и, как следствие, признание недействительными итогов плебисцита.

    В начале 2009 года в ходе подготовки к предвыборной гонке Орбан вновь принялся эксплуатировать вопросы венгерских диаспор за рубежом. На этот раз «Фидес» обещала потенциальным избирателям провести законопроект, упрощающий предоставление гражданства проживающим в других странах венграм. «Моральная сторона этого дела глубже политической. В программу нашей партии включён этот наболевший вопрос, и мы готовы разработать соответствующий проект закона. Ведь речь идёт об объединении нации», — заявил он, выступая перед представителями венгерской общины в украинском Ужгороде. Не стеснялся Орбан в выражениях и по поводу итогов Второй мировой войны, в результате которой «миллионы венгров оказались вне пределов этнической родины», что само по себе – «вопиющая несправедливость».

    Победа Орбана – больше, чем смена власти

    Победа «Фидес» в Венгрии – не просто результат цикличной смены элит, позволяющей сохранять баланс между группировками и «по очереди» пользоваться властью. Для Венгрии, как и для Европы в целом результат этих выборов означает существенный рост симпатий населения к политическим силам, разыгрывающим карту недовольства населения. Причем процесс уверенно шагает по континенту уже продолжительное время. Еще в 2004 году Орбан показывал высокий темп, достигнув хороших результатов на выборах в Европарламент. Кульминацией, однако, стало вхождение в число фаворитов ультраправой партии «Йоббик», которая оккупировала третью строчку в рейтинге победителей на прошедших парламентских выборах в Венгрии.

    Здесь ситуация серьезнее. В отличие от решительных, но одетых в «государственные одежды», намерений Орбана в случае «Йоббик» речь идет уже об откровенно вызывающей риторике, к которой прибегает партия. В частности, ультраправые известны заявлениями о необходимости избавления страны от сотен тысяч проживающих на ее территории цыган в целях борьбы с преступностью. Кроме того, победить финансово-экономические сложности в стране предлагается через «оздоровление» нации и возвращение к истинно венгерским ценностям. Одновременно ответственность за многие беды в Венгрии возлагается на банковский капитал.

    «Йоббик» ведет себя нарочито эксцентрично, регулярно привлекает внимание и провоцирует обвинения в свой адрес, эксплуатируя даже нацистскую символику, которой например, пользовалась созданная ультраправыми общественная организация «Венгерская гвардия». Данная структура вызвала массу возмущений и протестов со всех концов света, в то время как внутри страны Виктор Орбан не так давно назвал организацию «группой гражданской самообороны». Помимо идеологического притяжения здесь явно имело место и «заигрывание» с набирающим силу потенциальным союзником.

    Предвыборные обещания иногда сбываются

    Несмотря на громкий шум вокруг «Йоббик», крикливые ультраправые привлекли к себе гораздо меньше внимания в брюссельских кабинетах, чем прогнозируемые уже за несколько месяцев до выборов результаты Орбана. Дело в том, что делающая политику западная элита имеет внушительный опыт укрощения националистов, вытеснения их в маргинальное поле и давно научилась использовать ярких и одиозных лидеров, на которых народ может выпустить пар, в своих целях. Очевидно, что заявления об изгнании из Венгрии сотен тысяч цыган могут быть реализованы на практике разве что в четвертом измерении нашего пространства, но никак не в современном европейском обществе.

    В то же время в возможности правительства Орбана напечатать несколько миллионов паспортов и развернуть кампанию по их раздаче представителям венгерских диаспор сомневаться уже сложнее. Техническая осуществимость вполне понятна и неоднократно доказана уже в новейшей истории, например на территории Украины, где имеют место факты выдачи румынских паспортов. Вопрос как обычно в «политической целесообразности» в том, готов ли Орбан пойти на обострение отношений с соседними странами и ухудшение своего имиджа в глазах брюссельских чиновников. Судя по нескрываемому в Брюсселе расстройству в связи с триумфом Орбана и стремлению не афишировать событие в СМИ, решимость лидера Фидес не вызывает вопросов.

    Вполне понятно, что в нынешней сложной экономической ситуации в Венгрии правительству придется прибегать к резонансным политическим жестам, дабы занять население страны броскими темами и отвлечь внимание от экономических проблем. А их в венгерском государстве целое множество. При этом масштаб трудностей может «неожиданно» оказаться настолько серьезным, что под вопрос будет поставлена жизнеспособность страны. Впрочем, в нынешней Европе после Греции и открыто называемой «группы риска» венгерскими проблемами уже никого не удивишь и на скорую помощь рассчитывать, по меньшей мере, недальновидно. В лучшем случае им перепадет некоторое финансовое сочувствие западноевропейских стран, да содействие Международного валютного фонда, после которого государства, как правило, почему–то остаются с новыми не очень понятными законами и внушительными долгами. Вот поэтому и вынуждены нынешние европейские политики, особенно в Центральной и Восточной Европе готовиться к худшему и, в некотором смущении озираясь по сторонам, доставать из-под полы проверенные лозунги с националистическими оттенками.

    Виктор Орбан в этом плане вовсе не исключение. Более того, в его намерениях никакого смущения и раньше не наблюдалось, а теперь уж подавно. Слишком уж явственно стоит перед глазами пример бывшего премьер-министра Ференца Дюрчаня, который старался соблюдать приличия и занимался спасением венгерской экономики, прибегая к непопулярным мерам, за что в конечном итоге и поплатился. Пережившему множество политических заговоров и целую серию антиправительственных выступлений Дюрчаню народ не простил банального повышения налогов и увеличения пенсионного возраста.

    Так ли страшен серый волк

    Стоит ли так уж волноваться из-за безобидной раздачи паспортов людям, всего лишь желающим иметь при себе официальное подтверждение своей связи с родиной. Глядя на умиротворенных жителей Будапешта, расслабляющихся в целебной воде городских купален, мысль о возможных экспансионистских устремлениях Венгрии кажется, как минимум, нереальной. Однако причины несколько глубже, чем опасения столкнуться с прямолинейными попытками построить «Великую Венгрию», подобных действий, несмотря на обвинения в национализме, Будапешт предпринимать, очевидно, не будет.

    Основная проблема заключается в том, что национальный вопрос по объективным причинам рискует надолго застрять в повестке дня отношений между европейскими странами, прежде всего в центральной и восточной части континента, с постоянным нагнетанием спекулятивной напряженности, выгодной властям данных государств. Оснований для этого предостаточно. Чтобы убедиться, стоит лишь мельком взглянуть на историю межнациональных противоречий в этом регионе.

    К примеру, полуторамилионная диаспора венгров в Румынии составляет подавляющее большинство населения Трансильвании, претензии которой на исключительное положение - вплоть до автономии - растут с каждым днем. Около половины жителей сербской Воеводины при удобном случае готовы побороться за независимость края от Сербии, повторив печальный опыт Косово. Венгерский вопрос в Словакии заставляет власти этой страны принимать законы, ограничивающие использование венгерского языка на ее территории, что вызывает бурные протесты на высоком политическом уровне и не позволяет Будапешту и Братиславе заменить взаимный обмен обвинениями на приемлемый для сторон диалог. Диаспоры венгров в Закарпатье на Украине добились того, что десятки населенных пунктов в регионе читаются на венгерском языке.

    Единая Европа нам только снится

    Для эскалации указанных межнациональных противоречий достаточно чиркнуть спичкой. Именно решимость «чиркнуть» и смущает Брюссель. Энергичность, с которой страны ЦВЕ готовы ввязываться в бой, вопреки принятым в «европейской семье» правилам сохранять внешний лоск даже при очень плохой игре, настораживает старшие поколения европейских чиновников, которые воочию наблюдали за ожесточенными гражданскими войнами в еще недавно мирной Европе.

    На этом фоне настойчивое стремление Будапешта вовлечь как можно больше стран в решение национального вопроса на европейской территории, например, игра на озабоченностях Польши своими меньшинствами в Белоруссии, поощрение автономистских устремлений у проживающих в Закарпатье русинов, а также нескрываемая помощь венгерским диаспорам в Сербии заставляет Брюссель серьезно задуматься. В условиях распространяющегося по Европе вируса экономического неблагополучия и дефолтных ожиданий «разогрев» сепаратистских тенденций может сильно ударить по континенту. Например, совсем не во время подоспел экономический кризис в Испании, которой уже не раз приходилось доказывать свое право на Страну Басков, Каталонию и Галисию.

    Однако, самое неприятное для Брюсселя в данной ситуации то, что оживление раны национального вопроса может надолго отложить создание «единой Европы» без разделительных линий, которую столь скрупулезно строят еврогранды. При этом уповать на то, что «младоевропейцы» выберут «высокую европейскую сознательность» вместо своих внутриполитических интересов, не приходится. Взращенная за последние полтора десятилетия обида новичков на богатых «староевропейцев», которые так и не приняли их в свой круг, может сыграть в самый неподходящий для Европы момент. Симптомы уже просматриваются. Например, свое отношение к судьбе Евросоюза очень внятно в марте обозначили страны Вышеградской четверки (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия). Они дали понять, что могут отказаться от участия в выработке общей внешней политики Евросоюза, если в Единой внешнеполитической службе ЕС не будет обеспечен «адекватный географический баланс».

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору

    Комментарии

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Хорошая статья. Коротко и по-сути. Фактически это начало конца Большой Европы. К сожалению (?!)...