ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Закарпатские «репортажи» Василия Вовчка (ФОТО)

    24 апреля 2024 среда
    101 переглядів
    «ОЙ, ОВЦЫ, МОИ ОВЦЫ»

    В искусстве каждый автор интересен прежде всего индивидуальностью, вместе с тем принадлежность к определенной школе, в пределах которой находит выражение авторское «я», среди современного экспериментального многоголосия дает такое желаемое ощущение постоянства и традиции. В Украине можно выделить, по крайней мере, пять исторически сформированных живописных школ, выросших на почве академизма и реализма, — это киевская, одесская, харьковская, львовская и закарпатская. Именно о творчестве представителя последней среди названных и пойдет речь.

    Василий Иванович Вовчок родился в апреле 1959 г. на Закарпатье в с. Нижний Быстрый. С 1967 года воспитывался в Ужгороде в семье своего дяди, известного писателя Василия Вовчка. Сразу же стал учиться в изобразительной детской студии заслуженного учителя Украины Золтана Бакония. Таким образом, будущий художник попал в среду закарпатской интеллигенции. Юный Василий уже тогда имел возможность работать в кругу известных закарпатских художников, преимущественно во время пленэров, наблюдать, как работают Золтан Шолтес и Шандор Петки, прислушивался к советам Антона Кашшая, а значительно позднее — Петра Баллы и Эрнеста Контратовича. Приоритеты у Василия определились рано, и по окончании средней школы он принимает решение поступить на художественно-графическое отделение Одесского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского (в настоящее время Южноукраинский национальный педагогический университет). На то время это было единственное в Украине заведение, дававшее основательную художественную и педагогическую подготовку.
    Во время вступительных экзаменов состоялось мое первое знакомство с Вовчком. Меня, абитуриента, поразило, как легко Василий пишет акварелью, компонует натюрморт, соблюдая масштабные соотношения. На «худ-графе» его преподавателями были Александр Лихолит и Алла Ворохта. Во время защиты диплома Василий Вовчок представил достаточно причудливую двухфигурную композицию с изображением открытого окна на закате солнца. Ее отличала насыщенность цветов и минимум полутонов — качество, которое присуще его живописно-выразительному языку и поныне. Рано проявившиеся способности Василия к рисованию, трудолюбие, настойчивость, а также благоприятное окружение и спокойный нрав определили и ровный путь в профессиональном становлении и развитии его как художника. Василия помню как человека рассудительного и достаточно умеренного, скромного и немногословного.
    172-16-1.jpg
    По окончании института профессиональное занятие живописью у Вовчка нераздельно связано с преподавательской деятельностью, сначала в Мукачевской художественной школе, а впоследствии Ужгородской детской школе искусств, где он работает и поныне. Нынешняя одесская встреча выпускников упомянутого заведения по случаю тридцатилетия его окончания опять привлекла мое внимание к Василию Вовчку как оригинальному закарпатскому художнику, заставила более внимательно оценить его зрелое творчество.
    Живописный язык Вовчка развивается в пределах определенной системы, где обязательно есть цветовой камертон, от которого на тепло-холодных отношениях выстраивается весь колористический строй полотна. Эта логичность, осмысленность и умение себя ограничивать, вытекающие из его внешне сдержанной, но эмоциональной натуры, дают в результате очень органическую и мощную по силе выражения живопись. Органичности способствует умение применять большие цветовые пятна, продиктованные пластичными особенностями мотива («Флоксы»). Сама природа Закарпатья с ее прозрачной, лишенной мягкого сфумато атмосферой, резкими тенями позволяет остро воспринимать форму предметов даже на расстоянии, брать цвет звучно, интенсивно. Импрессионизм не увлек Василия Вовчка, потому что для закарпатской школы это был пройденный этап (например, ранние произведения И. Бокшая и его ученика З. Шолтеса). «В Карпатах просто невозможно воспринимать и писать иначе», — сознался автор.
    На формирование живописного виденья Василия Вовчка оказали влияние не только его старшие закарпатские коллеги и учеба в Одессе, но и отдельные представители «сурового стиля», в частности, Павел Оссовский с его склонностью к неожиданным ракурсам, доминированию неба, противопоставления контрастов света и тени, графической основой в живописи и динамикой предметов в пространстве. Хотя наш земляк менее архитектонический в построении композиции и не такой жесткий в живописи как русский художник (кстати, родом из Кировоградщины), Василий все же более спонтанный, даже иррациональный. Отсутствует у Вовчка и бравурная панорамность, свойственная Оссовскому. При всей монументальности, которую обусловливает обобщенность трактовки и открытое и переменчивое горное пространство, Заразихе не чужды камерные мотивы.
    Когда мы следуем своим душевным склонностям, то находимся в гармонии с миром, и наш путь к цели становится кратчайшим. Найти себя — это цель каждой творческой личности. Василий Вовчок ежегодно бывает на пленэрах и не только в Украине, но и в Венгрии, Румынии и особенно в Словакии, где у него много друзей. Однажды во время пребывания в словацкой Ораве, один тамошний житель показал художнику местность, у которой был панорамный вид. «Погодите, я уже где-то видел этот пейзаж. Да, у Оссовского!» — воскликнул украинский гость. «Так это же я его сюда и привозил», — улыбнулся немолодой человек. Здесь Василий написал преисполненный мрачного величия знаменитый памятник романской архитектуры — Оравский замок.
    Ведущим жанром для Василия является пейзаж, что вообще присуще закарпатской школе. Это в значительной степени наложило отпечаток на специфику трактовки им натюрморта и особенно портрета. Они составляют заметную часть творческого наследия художника. В портрете преобладают изображения сельских жителей, лесорубов и овцеводов, представителей интеллигенции, как правило, на фоне природы, когда локальный цвет обогащен рефлексами. Одна из картин, написанная в Словакии, привлекает внимание психологической выразительностью — это портрет в пейзаже: одинокая бабушка опечаленно сидит у ворот своего жилища. По-видимому, выглядывает, не приедут ли детишки из города. Я узнал впоследствии, что это мать одного местного художника, работающего в Париже. Жанр, в котором художник, по моему мнению, еще не полностью раскрыл себя, — это жанрово-фольклорная композиция с поэтично-метафоричной трактовкой: «Ой, овцы мои, овцы», «Девушки», «Небо и земля торжествуют» и др. Близость к народному искусству в этих произведениях не только сюжетно тематическая, но и по способу интерпретации — как в писанках и орнаменте — в них повышена яркость насыщенных цветов, однако при этом она не впадает в пестроту. Как городской житель, художник не теряет связи с селом, хранит верность народным обычаям.
    172-16-3.jpg
    Однако стоит отметить близость закарпатской школы также к европейским реалистичным традициям. Это закономерно в силу географических и исторических особенностей, ведь ее основоположники учились в Будапеште (А. Эрдеи, И. Бокшай), Праге (Ф. Манайло). Менее известен, скажем, факт учебы А. Коцки в Риме, где последний успел провести персональную выставку (какую посетило тогдашнее высшее руководство государства во главе с Муссолини). Если опять прибегнуть к сравнениям, (например, с его знаменитыми предшественниками) то должны признать, что Вовчку не свойствены, например, широкое экспериментальное поле и рациональность подходов, присущих В. Мыките, «фовизм», а также симбиоз примитивизма из декоративизмом, как у Ф. Манайло. Однако общее у них — экспрессивность: у Вовчка кисть стремительна, она будто солнечный вихрь следует естественным рельефам и структурам, пластично скользит по поверхности холста.
    Произведения этого закарпатского художника можно рассматривать как последовательный, с определенной жизненной хронологией репортаж о зримом мире. Мотивы его произведений проникнуты острым восприятием чувствительной к ритмам, цвету и свету натуры художника. Создан таким образом живописный монтаж можно разделить на разные серии, в зависимости от места и времени их создания: ужгородские мотивы, словацкая Орава и Татры, архитектура Будапешта и Вены, провинциальные городки центральной Европы, карпатские горные долины или фольклорные группы. В подобных композициях, как и в портретах, достигается органическая сочетания фигур с пейзажем, которые составляют образную целостность. Этот внешне спокойный мужчина в работе импульсивен и темпераментен. Через живопись он передает свой восторг перед зримым миром, поставив за цель воспеть всю его красоту и величие.
    Конечно, не все равноценно в наследии художника, случаются вещи достаточно «сухие» в цвете, в отдельных случаях излишне эскизные, даже схематические, а работа исключительно мастихином предоставляет им определенное однообразие и жесткость, теряется фактурное богатство холста. Однако внутренняя дисциплинированность, привычка постоянно работать впоследствии дают свои результаты. Еще один секрет творческого роста кроется в способности художника перманентно находиться в состоянии учебы — уча других, самому учиться у мастеров и быть за это им благодарным. К сожалению, во время последнего пребывания в Одессе Василию так и не удалось встретиться с бывшим учителем Александром Лихолитом, а этой встречи он очень жаждал. На жизненном пути нам нужны моральные и профессиональные авторитеты. Эта потребность подсознательно могла быть продиктованная и еще одним обстоятельством: восьмилетним мальчиком Василий потерял отца и, возможно потому в обществе художников старшего возраста он находил определенное утешение, ощущение большей уверенности. Дружеские отношения связывали или связывают в настоящее время Вовчка и с другими метрами живописи, например с Золтаном Шолтесом и Павлом Баллой. Не здесь ли кроется появление нового качества живописи Василия, который на определенном этапе развития почувствовал потребность творить светоносную живопись, с большим зарядом положительной энергетики («Флоксы», «Татры. Ждяр», «Петефи», «Подсолнухи», «Сноп» (2004—2007 гг.). Временами, при всей почтительной дистанции, эти отношения перерастали в дружбу. На протяжении последних десяти лет жизни Эрнеста Контратовича (1912—2009 гг.) Василий постоянно заботился об одиноком мастере — ярком представителе и одном из основателей закарпатской школы живописи. В настоящий момент в одном из ужгородских издательств готовится к печати альбом произведений Контратовича и Вовчок консультирует издателей в вопросам определения хронологии творчества этого художника (у которого были свои профессиональные хитрости: не датировал написанное — чтобы не подделали). В прошлом году свое пятидесятилетие художник отметил персональной выставкой в галерее «Ужгород». Творчество Василия Вовчка не только обогатило украинское искусство, закарпатскую школу живописи. Рядом с творчеством Тараса Данилача или Антона Ковача и других мастеров средней генерации, его деятельность дает новые импульсы развитию, в силу наработанных творческих связей, интегрирует нашу культуру в европейское пространство.

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору