ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

"Родина" поджигает Закарпатье

    26 апреля 2024 пятница
    61 переглядів

    В конце прошлого ХХ века мне посчастливилось прожить полтора десятка лет в Закарпатье. Жил я в небольшом уютном городке около Ужгорода. А служить доводилось и в Мукачево, и в Берегово.

    И просто поездить по области пришлось. Много и плотно общался с коренными жителями, довольно толерантными ко всем, в том числе и к нам, военным.
    Хотя и можно было иногда в свой адрес услышать: “Та що ти тут можеш знати – ти ж “мацкаль” ( это закарпатское, возможно именно “русинское” произношение слова “москаль”)!”
    При этом без всякого озлобления, а как констатация факта. Как выразился как-то один простой местный работяга: “Та над нами тутка завжди хтось був: то австріяки, то чехи, то мадяри, то мацкалі. А тепер ось українці”. Мы, уроженцы центральной Украины, также были “мацкалями”, тем более, что носили форму.
    Наиболее положительно в экономическом и культурном плане старожилами оценивался период нахождения Закарпатья (тогда Автономной области Подкарпатской Руси) в составе масариковской Чехословакии. Тогда был в местных масштабах совершён действительно прорыв в экономической и культурной жизни. Потом последовала венгерская оккупация и вторая мировая война – задержка в экономическом и культурном развитии, а после – полная ломка устоев цивилизованного общества по советскому образцу, которая, впрочем, не смогла кардинальным образом “переформатировать” сознания граждан, навязать чуждые идеалы, образ мышления, жизненные ориентиры. Пассивно, то ли поддаваясь, то ли сопротивляясь внешнему давлению и чуждому учению, закарпатцы сохранили самобытность своего менталитета. Если вдуматься, то ментально они были, даже под влиянием социалистического строя и коммунистической идеологии, ближе к словакам, чехам, а мадьярская часть населения - к своей исторической родине, поддерживая с ней тесные, насколько это тогда было возможно, родственные, культурные и другие отношения. Венгерское же телевидение устойчиво работало даже в горной части области, не говоря уже о приграничных районах. По-венгерски свободно изъясняются более половины местных жителей-немадьяр. я и сам до сих пор глубоко сожалею. что не научился хоть немного говорить по-венгерски. Очень красивый, звучный язык с твёрдым ясным произношением, относительно несложный в изучении. И не смотря на пёстроту национального состава, жили (да и живут) все довольно дружно. повсеместные смешанные браки способствуют не нарастанию напряжённости, а взаимопроникновению культур. в каком-то смысле закарпатцы действительно своеобразный конгломерат, чем-то напоминающий нас, одесситов. шестидесятилетней давности. Закарпатцы - это в чём-то “одесситы” Западной Украины. Вспоминается анекдот начала 90-х. Во львовскую область въезжает закарпатское авто. Mестный мент из разряда кваснюков останавливает и, небрежно просматривая документы, спрашивает: “Ну, як там у вас Рух?” “Та си рухаєм помалі, - отвечает закарпатець, - хто на мадяри, хто на чехи. A хто й на мацкалі…” “Їдь вже геть, торгашу продажний!..” - бросает документы ему стрыйский гаишник.
    Возможно, многовековое выживание под. чуждыми властями поставило на перове место для закарпатцев экономическое выживание и жизнь внутри свого субкультурного круга. При этом русские, оставшиеся на Закарпатье в смешанных браках, довoльно быстро натурализовывались и не испытывали “тоски по родине”. Как сей час не испытывают симпатии ко вновь объявившейся в Закарпатье “Родине” Маркова, вывзвавшей у аборигенов вполне закономерное подозрение. Как сказал в романе века “Великий комбінатор”: “Весьма скоро, Шура, ваши рыжие кудри примелькаються и вас попросту начнут бить”.
    Однако первая попытка нарушить мирную и дружную жизнь закарпатцев последовала значительно раньше, ещё во времена разгорания приднестровского конфликта, такого вроде бы далёкого. Я служил тогда в Берегово (Berekszas) в мотострелковом полку, а семья жила в моём родном (без иронии) Перечине. Берегово - на 85% мадьярский городок. Как и Береговский район. А мой городок - на северозападной стороне области под словацкой границей. И вот как-то по приезде домой жена говорит мне, что одна из её коллег вела разговоры, что якобы мадьяры “збираються різати русинів”. А мадьяры эти за сотню километров от нашого городка. Ни одного “этничного” не было. Так то, по давно установившейся традиции, многие местные жители носили венгерские или на венгерский лад фамилии, но отнюдь не были венграми. Я же отвенгров в Берегово и Мукачево таких резательных настроений слухом не слыхивал. Они устремились как раз на заработки на историческую родину, бурно развивавшуюся в то время. Им явно было не до “різанини”. Да и вообще венгры не составили у меня впечатления кровожадных рубак. Тамошние взаимоотношения между людьми различных національностей не была отягощена прошлым: гражданськими войнами, повальними расстрелами, голодоморами, депортациями и т.д. Были и там свои счёты, но они ни в какое сравнение не шли с тем, что происходило в Советском Союзе. И вот тепер маячил шанс освободиться от всего этого. В первую очередь и по первому рефлексу рвонуть туда, куда не всех подряд пускали - на ту же историческую родину, в Венгрию, в то время бурно развивавшуюся.
    В наш батальйон как раз попал из Забайкалья старый старший лейтенант Боря Сергеев, уроженец Берегово (отец - офицер запаса, мама - местная мадярка). Несмотря на долгое отсутствие на родине, Боря не забыл второго родного языка - венгерского. С ним-то в первую очередь я и поделился своими “открытиями” о готовящихся провокациях. Попросил его прозондировать настроения. Буквально через день-два следовало ожидать вброса подобного слуха и в венгерской среде - дескать, русины cобираються резать мадяр. Надо искать провокатора по “нитке” от одного к другому, того, кто первый сказал “мяу”, т.е. начал первым распространять провокационный слух. Появившийся к тому времени опыт анализа событий на Кавказе (Карабах, Абхазия) и в Приднестровье показывал, что то же самое кремлёвские “доброжелатели” хотят организовать и в Закарпатье. Им нужно было по меньшей мере второе Приднестровье.
    У себя в городке я сам и через знакомых местных правоохранителей стал доискиваться первоисточников кроме уже обнаруженного. Но не избегал и открытых разъяснений, будучи при том в форме, что придавало моим суждениям веса. Где бы ни возник случайный разговор, с выходом на эту тему, в ресторане, в кинотеатре, школе, церковном дворе, я всюду со всей возможной убедительностью (может иногда даже горячностью), что это провокации бывших (хоть и не совсем) партийных и “конторских”, инициированные из Москвы. Тенденция, к счастью, была понятна местному населению, и здравомыслящие люди быстро подавили эту “волну” тщательные поиски провокаторов заткнули рты всем любителям распространять провокационные слухи. Закарпатцев (как и одесситов) тяжело обмануть, во всяком случае, когда дело не касается денег. К счастью не я один оказался такой бдительный. И вскоре в Ужгороде и в Мукачево даже поймали с поличным каких-то отдельных провокаторов. Кому-то даже рёбра пересчитали.
    В Берегово, будучи предупреждёнными, местные жители очень быстро нашли распространителей слухов. Те оказались неместными, с подделанными паспортами и явно не местного происхождения. Появились публикации в местной, и, самое главное, в венгерской прессе. Дело очень быстро дошло до ведома Будапешта, который не мудрствуя лукаво, закатил ноту протеста сразу в Москву. Короче, не то, что войны, а даже слабенького мордобоя не получилось. Слухи исчезли вместе с их распространителями как бы сами собой. Говорят, в направлении Хутора Михайловского. Конечно, тут большую роль сыграла и принципиальная позиция бывших “кегебешников” из местных, прокуратуры. Да и ментов, которые пусть не всегда, но способны всё же проявлять организованность в службе. Им было жить на этой земле, и вовсе не хотелось воевать со вчерашними друзьями. “Кедь почуєте чи побачите такого - хапайте, і набої до кишені. А потім хай дає покази, хто його інструктував і де”.
    …Прошло шестнадцать лет. И вот на благословенном Закарпатье объявился “отэць” Димитрий Сидор “иже с присными”. И тут же рядом, как по заказу, “Родина” Маркова. И вот – действие второе – “на сцену выводят больших и маленьких тори – впереди неустрашимый Капитан Лазуччо со своей говорящей собакой!” - как писали в своё время классики (“Ехали в трамвае Ильф и Петров”). И повторив за ними их восклицание, скажем: “А не пора ли этой “собаке” дать по рукам?” Ведь действительно, пора давать отпор раздухарившимся провокаторам, которым уже мало Одессы – они едут гадить за тридевять земель. С одной стороны, ладно, не в Одессе. Но, с другой стороны, они дискредитируют наш город и нас с вами, дорогие одесситы. И не только вся Украина будет настороженно относиться к одесситам, но и в сопредельных странах, таких, как Словакия, Чехия, Венгрия, к мнению которых о своих соседях прислушивается остальная Европа. Масштабы огoлтелого вредительства этой кваснючьей “вороньей слободки” растёт, и с ними таки что-то уже надо решать!

    Владимир УЩАПОВСКИЙ.

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору

    Комментарии

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Повністю згоден з автором, що в Закарпатті відсутня націофобія.
    В Закарпатті більше розрізняли по принципу газда - не газда і вчилися один в одного.
    Це дозволяє селам розвиватися в якійсь мірі, а не тікати з них як в іншій частині України по містам.
    Можливо тому Мукачево і Ужгород не мають велику кількість жителів і не так багато многоетажок, бо є привязка до газдівства. Ужгород найменший серед обласних центрів, а по населенню Закарпатська область на 16 місці(!!!) в Україні.
    Мало хто пише, яка жахлива ситуація в селах України, яких давно покинув газдівський дух.
    Не дай Бог це прийде і на Закарпаття.
    Не дай Бог такої згубної культури з України Закарпаттю.
    Можливо це підсвідомо відстоює отець Сидор?!

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Вова, а почему про галицаев ни слова ? Их нет, и небыло....?

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Полностью согласен с тезисом о толерантности закарпатцев. Но ввиду этого тезиса, и зная свой закарпатский народ,( а я родился и вырос в глубинке Карпат) о каких то серёзных противостояниях по национальному принципу не могло быть и речи. Господин Ущаповский, повидимому хочет подлизнуть украинскую власть, обозвать отца Сидора, который то ничего противогосударственного не затевает, и придумал эту притчу о провокаторах.
    Да, провокаторы с руху добирались только до перевала, а оттуда им давали поворот. Это точно.
    Что касается отца Сидора, то он как раз и хочет того, чтобы украинские власти дали народам Закарпатья. в конце то концов пожить самостийно.
    Ведь и сам автор статьи в начале очень справедливо об этом говорит устами старого закарпатца-русина.

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Спасибо Владимиру за содержательную статью. Игорь Баран