ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Закарпатские венгры показали в «Мистецькому Арсеналі» два спектакля

    06 мая 2024 понедельник
    18 переглядів

    Гости из Берегово решили не мелочиться и привезли в Киев театральных тяжеловесов – «Гамлета» и «Три сестры».

    Вряд ли крошечный городок Берегово на Закарпатье, компактно заселенный украинскими венграми, даже в самых смелых геополитических снах видел себя в качестве перевалочного пункта, из которого начнется процесс экспансии украинского театра на Запад. Театр, в отличие от контрабандных сигарет и дешевой водки, никогда не рассматривался там в качестве предмета экспорта. Но венгерский Национальный театр им. Дьюлы Ийеша стал ярким примером того, что провинция – понятие не географическое, а психологическое, и полностью зависит от масштаба мышления.



    Руководителю театра Аттиле Виднянскому всегда был свойственен поистине гуннский размах. Одного взгляда на него достаточно, чтобы понять: границ для него не существует. В начале 90-х этот впечатляющих габаритов рыжий человек приехал в Берегово вместе с целым курсом выпускников венгерского курса Киевского театрального института и начал свой самостоятельный дрейф в сторону Европы. Не то чтобы театр прагматично ставил перед собой такую цель, но как-то само собой получилось, что европейское фестивальное движение его подхватило и понесло.



    На сегодняшний день Виднянский – один из самых известных восточноевропейских режиссеров. Несколько лет он, не оставляя руководства береговским театром, активно сотрудничает с крупнейшими сценами Будапешта – Новым театром и Национальной оперой, возглавляет театр в венгерском городе Дебрецен. Актеры береговского театра кочуют по Европе вслед за своим лидером вместе с чадами и домочадцами. До Киева их спектакли доезжают не часто. Гораздо чаще доходит информация об их успешных выступлениях на мировых фестивалях.



    Впрочем, этому космополитическому образу жизни предшествовало почти десять лет почти монашеского театрального послушания. Береговский театр работал в помещении с дырявой крышей, актеры жили коммуной не только из творческих соображений, а потому что им просто некуда было пойти. Долгое время главными зрителями, помимо европейской театральной публики, оставались закарпатские крестьяне. Береговцы играли «Соколиный ужин» Боккаччо под открытым небом и «Смерть в соборе» Элиота в разрушенных церквях. Аттила Виднянский считает этот опыт бесценным. Несмотря на то, что зрителей, явившихся на спектакль с едой и семечками, приходилось время от времени урезонивать, более благодарной и искренней публики у театра не было ни до, ни после.



    В программе Гогольfesta были показаны два спектакля. Первый из них – «Гамлет», в постановке киевского режиссера и инициатора фестиваля Влада Троицкого. Возглавляемый им ЦСИ «Дах» давно сотрудничает с береговцами. Спектакль был поставлен в 2006 г. для одного из венгерских фестивалей. «Три сестры» – работа самого Аттилы Виднянского, который всегда держался русла бескомпромиссно интеллектуального и вдумчивого театра. В то же время его спектакли отличает особая легкость и ясность режиссерского мышления.



    Чеховская драма в исполнении венгерского театра движется от финала к началу сюжета. Спектакль открывает самый безнадежный третий акт, в котором все точки над «і» расставлены, а ружье готово выстрелить. Постепенно действие причудливым пируэтом перебрасывается в начало. Виднянский с одинаковой любовью относится как к словесной, так и к предметной стороне действия. На сцене – излюбленное им нагромождение бесприютных вещей, книг, сухих цветов. Это одна из самых пессимистичных постановок Чехова, которые доводилось видеть. И одна из самых эмоциональных. Впрочем, депрессивное восприятие мира венгры считают частью национального характера, что не мешает украинскому венгерскому театру вполне уверенно строить свою маленькую кочевую театральную империю.



    Ольга Островерх, "24"




    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору