ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

Интернационалист из-под Бескидов

    14 мая 2024 вторник
    35 переглядів
    Многострадальный памятник Юрию Венелина-Гуци в Сваляве

    Апрель ярок и богат не только оживающей после зимы природой, но и знаменательными датами и событиями. Среди них — день рождения неординарной личности, чрезвычайно интересного, а для меня еще и близкого человека — Юрия Ивановича Венелина-Гуцы. Ученые знают его как слависта, историка, этнолога карпато-русинского происхождения.

    Он родился 22 апреля 1802 года в соседнем с моим (Малая Мартынка) селе Тыбава на Свалявщине в семье лесника. Тогда наш край — Подкарпатская Русь — входил в Венгерское королевство, через него тянулись и поддерживались интенсивные взаимосвязи между Россией и странами Западной Европы. Способный юноша из-под Бескидов сумел попасть на двухлетние славистические студии во Львовском университете, потом с двоюродным братом Иваном Молнаром переехал в Бессарабскую губернию, работал преподавателем в Кишиневе, а в 1825 году перебрался в Москву. Здесь по совету земляка-русина Ивана Орлая (просветителя-реформатора) поступил в Московский университет на медицинский факультет. Успешно его окончив, продолжал научные изыскания, стал профессиональным исследователем в области истории, культуры и быта славян.
    Свою короткую (преждевременно умер в 1841 г.), но содержательную жизнь Юрий Иванович посвятил изучению широкого круга и поныне актуальных теоретических и общественно значимых проблем. Это, в частности, такие, как расселение восточных славян, приход венгерских племен в Тисо-Дунайскую низменность в конце IX в., образование Венгерского королевства, принятие христианства, средневековые венгерско-русские отношения, переселение с Подолья за Карпаты русско-литовского князя Федора Корятовича, культурно-образовательная деятельность того времени. Ученый доказывал, что на раннем этапе совместного проживания автохтонного населения этого края и прибывших на Дунай венгров между ними были добрососедские отношения, и последние многое позаимствовали у своих соседей. При этом, как показал наш ведущий историограф профессор Д.Д.Данилюк, Ю.И.Венелин-Гуца большое внимание уделял источникам: их выявлению, изучению, классификации, использованию и сохранению. А еще Венелин-Гуца был хорошим фольклористом. В народных песнях и преданиях справедливо видел объективное отображение развития реальных политических событий, признавал их важным источником знаний по истории, культуре и быту народов. Он также осваивал языки и литературу славянских народов.
    Наш земляк вслед за М.Ломоносовым подверг фундаментальной критике норманнскую теорию происхождения Киевской Руси. Значительный вклад Юрий Иванович сделал в изучение прошлого и культуры нашего края, проведя исследование ранней истории, церковной жизни и фольклора населения Подкарпатской Руси.
    В его научном наследии нашли отражение и аспекты истории Украины (Малороссии). Венелин-Гуца проанализировал положение крепостных крестьян, которые терпели социально-классовое угнетение магнатов и внешних врагов, подвергались преследованиям за веру. По мнению ведущих современных научных работников УжНУ, Юрий Иванович «едва ли не впервые раскрыл причины возникновения казачества и даже планировал написать многотомную историю освободительной войны украинского народа 1648–1654 гг.» (но, к сожалению, не успел этого сделать. — Авт.).
    Мы, закарпатцы, гордимся тем, что наш соотечественник в свое время стал одним из основателей болгаристики в России, активно способствовал национальному пробуждению и освобождению братского народа от многовекового чужеземного порабощения. Еще юношей, работая педагогом в Кишиневе, Венелин-Гуца стал изучать культуру и быт болгар. Осуществил ряд научных экспедиций с этой целью на Балканы. Он был автором первого исследования на выбранную тему — «Древніе и нынешніе болгаре в политическомъ, народописномъ, историческомъ и религиозномъ ихъ отношеніи къ россіянамъ» (1829 г.). Потом вышли в свет отдельные его исследования болгарской литературы, народных песен, истории прибытия и расселения после X в. на Балканском полуострове. Ему также приписывают первое употребление термина «Словения», который появился в посмертной книге о болгарах (1841 г.)
    (см.: Енциклопедія історії та культури карпат­ських русинів. Под общ. ред. П.Р.Магочи. — Ужг., изд-во В.Падяка, 2010, стр. 83).
    Продолжительное время, по разным причинам, имя и творчество нашего земляка, ученого-славяноведа Ю.И.Венелина-Гуцы знали преимущественно специалисты его профиля. Я в 1954–1956 гг. каждый раз, посещая Тыбавскую семилетку, проходил мимо скромного дома, в котором он родился, и мало знал, по сути, за что его тайно и в то же время уважительно вспоминали односельчане. Вскоре добрые слова о нем сказал учитель истории И.И.Долинич, опубликовав статью в районной газете «Ленінський шлях». С удивлением и гордостью почувствовал я всенародное признание и почтение к Ю.И.Венелину-Гуце в Народной Республике Болгарии, посетив Софию в качестве руководителя молодежного туристического поезда из Киева в 1976 г. Там же узнал, что как признание заслуг земляка благодарные представители болгарского сообщества из Одессы в 1842 г. установили памятник на его могиле в Москве (к сожалению, до наших дней не сохранился).
    Благодаря творческим поискам научных работников Украины, Словакии, России и Болгарии, прежде всего Д.Д.Данилюка, В.И.Илько, Н.В.Олашина, современникам возвращено славное имя настойчивого и неутомимого исследователя, культурного деятеля, искреннего патриота родной земли Юрия Ивановича Венелина-Гуцы. На его родине, около Свалявы, в 1991 г. установлен бюст ученого. Его жизнь и творчество исследуют и популяризируют, освещают в музейных экспозициях, на библиотечных выставках, школьных уроках, в прессе, научных изданиях. Возникло отдельное — венелиноведческое — течение в славистике. Регулярно проводятся тематические культурно-просветительные мероприятия в Тыбаве, Сваляве, Ужгороде и других городах, где жил и творил Юрий Иванович.
    Сегодня, при капиталистической действительности, вызывает восхищение человек, который в условиях крепостничества сумел получить высокое образование, полностью и бескорыстно посвятил себя науке, стал признанным ученым.
    Власть и капитал уничтожают интеллект и духовность народа. В этих условиях особое значение приобретает усвоение людьми научного мировоззрения, гуманистической культуры и морали, формирование гражданской позиции, социальной активности. Именно на этом пути Венелин-Гуца, будучи русином, уже в начале XIX века стал истинным европейцем, достойным славянином. Русин-полиглот внимательно изучал и усваивал культурные особенности каждого этнонационального сообщества, в котором оказывался. От этого становился богаче, крепче, этому радовался.
    Давайте же активнее добиваться того, чтобы вытеснить и победить национал-шовинистическое превосходство, эгоизм, ксенофобию, бездуховность, манкуртство, которые органически не воспринимал Венелин-Гуца — деятельный просветитель и интернационалист по духу. У него и сегодня есть чему учиться, что наследовать и приумножать.
    По случаю 210-летнего юбилея ученого позаботимся о том, как лучше сберечь, укрепить и передать подрастающим поколением вдохновенный образ и богатое творческое наследство этого светлого, мудрого и благородного Человека, нашего предшественника, предвестника социализма, настоящего светоча в космополитическом царстве корыстолюбцев и фарисеев, которое временно существует в Украине и Закарпатье. Ибо идеалы социальной справедливости, свободы и братства трудящихся непременно победят. Их мы должны утверждать самоотверженно и последовательно, как Венелин-Гуца и его сподвижники.

    Иван МИГОВИЧ, доктор философских наук, член президиума Славянского комитета Украины

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору

    Комментарии

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Если в Болгарии именем Венелина-Гуцы названы улицы и площади (практически в каждом крупном городе.) и на набережной реки Янтра в городе Габрово установлен монументальный памятник:
    см. http://pametnici.wordpress.com/tag/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD/

    то у себя на родине, установленный бюст Венелина-Гуцы (дешевый вариант на проволочном каркасе) был поврежден уже спустя несколько месяцев после его установки. Тогда злоумышленники намеревались поживиться металлом, чтобы сдать его в утиль и заработать на этом копейку. Лица их сразу было установлено, молодых ребят наказан судом на несколько лет заключения.
    В тот раз памятник был восстановлен в таком исполнении, чтобы сборщиков металлолома больше не привлекал. Однако и такое предостережение не остановило вандалов. На днях новое надругательство над памятником. Если в прошлый раз Венелину сломали руку, то сейчас он стоит с проломленной грудью. Как будто у него пытались вырвать сердце.
    На скульптуре остались отпечатки подошв грязной обуви. Обладателя не менее грязной душенки…

    Аватар пользователя Гость

    Комментарий: 

    Мда...Символ нынешней украинской культуры...Свалява в 60-70- х годах: абсолютная чистота, взаимоуважение людей, в самом деле кусочек Европы. А сегодня...грязь, аляповатость, разбитые памятники...Спасибо заперевальным "братьям"...