ЧитаютКомментируютВся лента
Это читают
Это комментируют

Новости и события в Закарпатье ! Ужгород окно в Европу !

У кузнеца из Закарпатья разговор с огнем простой...

    30 апреля 2024 вторник
    92 переглядів
    Во время Дня кузнеца в Пирогово мастера показывали настоящий класс

    У многих народов кузнецов считали людьми непростыми, наделенными особыми знаниями и посему связанными с потусторонними силами (как тут не вспомнишь гоголевского Вакулу, черта оседлавшего!). В народных сказках повелитель огня и железа может, скажем, перековать голос: из грубого в тонкий. Или старика превратить в доброго молодца…

    Вот почему в реальной жизни этих мастеров частенько просили «прижать» раскаленными щипцами болезнь (или «прищемить» беду), изготовить амулет, способствующий деторождению, снять порчу. А самое интересное, что к ковалю приходили сочетаться браком: общиной ему дана была власть соединять судьбы молодых. И многие еще в XIX веке предпочитали кузнеца священнику.

    После эдаких рассказов сразу воображаю старую сельскую кузницу… В ней всегда шумно и весело — скучать мастеру не приходится. «Кузнец, кузнец, а выкуй-ка мне счастье!» — стреляет глазками чернобровая красавица в коралловом намысте. «Чего Бог не даст, того, дорогуша, тебе кузнец не выкует», — отвечает ей путник, пришедший подковать коня. «Каждый сам кузнец своего счастья!» — говорит хозяин телеги, на колеса которой уже надеты новенькие блестящие обручи. Шепотом и с надеждой повторяли эти слова и девушка, и путник, и все, кто ждал своей очереди к кузнецу, да и сам мастер…


    Объехать пол-Европы учебы ради


    Правда, сегодняшних мастеров мало кто просит выковать счастье. Чаще — кресло или кровать, лампу или подсвечник, изгородь… К их услугам прибегают состоятельные люди, решившие оформить дом, скажем, в готическом стиле. Такова мода, утверждают специалисты, и рассказывают, что последняя «фишка» — поставить на своем дворе уменьшенную копию врат Мариинского дворца.


    Но романтическое представление об этой профессии начисто испаряется, если видишь работу современных кузнецов. Ну как можно выковать счастье при помощи пневматического молота и электрических мехов (их функцию сегодня выполняет моторчик-пропеллер)? Действительно, традиционные методы работы уходят в Лету. Это старые мастера говорили: «Один человек — не кузнец, двое — полкузнеца, а вот трое — уже дело». Эти «трое» — сам мастер, молотобоец и подмастерье. Сегодня двух помощников чаще всего заменяет техника, а традиция подмастерья утрачена.

    А раньше, рассказывают, цеховики своим ученикам, уже умеющим обращаться с молотом, давали список мастерских (в стране или даже в Европе), которые следовало обойти и поучиться ремеслу. Только после этого можно было открывать свою мастерскую при цехе.

    Сейчас же практически исчезает традиционное кузнечество (это при том, что растет спрос на декоративный кованый металл).

    Медитация у костра


    Но все равно остались энтузиасты, работающие исключительно дедовским способом: без новой техники и порой даже без электричества. Один из них — учредитель столичной Школы традиционного кузнечества Богдан Попов. Он искренне верит, что традиционное ремесло нужно сохранить. Во-первых, как неотъемлемую часть народной культуры. Во-вторых, своеобразный «генетический фонд», сохраняющий древние методы работы с металлом.

    У наших предков «производство» развивалось в гармонии с природой. Богдан тоже старается как можно меньше вредить окружающей среде. Например, пользуется древесным углем.

    — Он чист, без серы и фосфора, не загрязняет атмосферу и легкие, — утверждает мастер, — к тому же это возобновляемый ресурс, если его использовать разумно. Лес ведь растет, в то время как залежи каменного угля, который сегодня используют все кузнецы, рано или поздно истощатся.

    Но где взять специалисту в наше время экологически чистое сырье? Купить угольки, что продаются в магазине для шашлыков? Получится дороговато: за четыре часа работы уйдет десятикилограммовый мешок. Выход — приготовить самостоятельно.

    — Выжиг угля — своеобразная медитация возле костра. Делают это в обычной круглой яме. Я подготавливаю небольшую (75 см в диаметре и полметра вглубь). Для начала надо развести на дне небольшой костер, а потом, на почти прогоревший, плотно уложить поленья покрупнее. В среднем на выжиг уходит три часа. Когда яма заполнится, надо засыпать ее слоем листьев, потом земли, утрамбовать и оставить на двое суток, чтобы угли остыли. А затем выгрести их и просеять через решето.

    В Закарпатье прошел фестиваль кузнечного мастерства "Гамора-2009" (фото
    Интересуюсь у Богдана, чем его привлекает профессия?

    — Кузнечное дело, в том виде, в котором я с ним столкнулся в самом начале своего пути, было частью индустриального общества, — объясняет Богдан. — Пневматический молот, сварка, различные электроинструменты — все это потребляет огромное количество энергии. Но ведь солнце дает достаточно энергии для удовлетворения наших скромных потребностей — и это я хочу показать в своей кузнице. Поэтому древний символ солнца изображен на всех моих изделиях. Вещи, которые я делаю, нехитры и невелики по размеру — для меня это достижение. Ведь я стремлюсь к простоте и прежде всего хочу донести до людей ту гармонию, которая есть в лесе, огне, воздухе, словом, в природе.


    У скифов были домницы?


    Этнолог Владимир Горленко пишет, что на украинских землях железо с древнейших времен давала болотная руда. Сначала ее плавили в земляных печах, позже — в обычных. А с XVIII века появились более совершенные сооружения — домницы (хотя другие исследователи склонны предполагать, что печи подобной конструкции были известны еще скифам). Итак, растапливая домницу, наполненную измельченной рудой, и подавая в нее кислород с помощью кожаных мехов, получали так называемую крицу — металл со шлаками и примесями. Крицу затем несколько раз ковали для получения чистого металла, который в XV–XVII вв. в Украине плавили на руднях. Владели такими мини-заводами магнаты, казацкая старшина, монастыри. В XVIII веке их вытеснили мануфактуры, производившие заводское железо. Но память о народном способе добычи металла до сих пор сохранилась в названиях сел (особенно много населенных пунктов, в корне которых есть «рудня», на Полесье и Левобережье).

    Кузнец был уважаемым и достаточно обеспеченным человеком, поэтому одна из самых распространенных фамилий в мире пошла от этой профессии. В Украине это Коваль, Коваленко, Ковальчук, в России — Кузнецов и Ковалев, в Англии — Смит, в Германии — Шмидт, во Франции — Ферран, Испании — Эрреро, Армении — Дарбинян.

    А когда-то на наших землях кузнецов называли «сварожичами», что значило «люди, связанные с огнем» (в славянской мифологии Сварог — верховный бог, воплощение небесного огня). Но к делам кузнецов был причастен и грозный Перун. «Се Перун», — объясняли взрослые малышам, указывая на чумазого и сердитого кузнеца, который размахивал молотом над раскаленным железом. Утверждают, будто именно так и возникла украинская фамилия Супрун.


    Сварожич из Закарпатья


    Интересуюсь у своего земляка Сергея Тяско, известен ли современным мастерам язык огня. Сергей — организатор одного из известнейших фестивалей кузнечества в Украине, который проходит на старой кузнице Гамора, сохранившейся в закарпатском селе Лисичево.

    — Разговор с пламенем прост, он почти весь базируется на технических приемах, которые у каждого кузнеца свои. Главное — практика, — отвечает мастер. — Лично меня в ремесле всегда привлекала возможность с помощью огненной стихии придавать материи желаемую форму, трансформироваться, очищаться самому.

    — Скажите, а сегодня кузнецы считают себя сварожичами, могут управлять огнем?

    — Я не знаю такого человека. Кузнечество — всего лишь танец человека с огнем, причем ведет в нем пламя. В этом-то и заключается мистика: ты можешь чувствовать стихию и понимать ее, можешь находиться с ней в одном движении, но управлять ею — никогда. Собственно, поиск этого единства с огнем и заставляет мастера снова и снова разжигать горн.

    Татьяна Когутич, "Вечерние Вести"

    Нас уже 25000 в Facebook! Присоединяйтесь!
    Интернет-издание
    UA-Reporter.com
    Письмо редактору